ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ».

Кабинетная скульптура «Дон Кихот».

Скульптура отлита на Каслинском заводе в 1899 году по модели Ж.-Л. Готье – знаменитого французского скульптора. Готье работал в сфере портретной и декоративной пластики, создавая модели для бронзолитейной фабрики Ван Монса в Париже. Дон Кихот — центральный образ романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616). Этот роман, впоследствии переведенный на все европейские языки, поныне является одной из популярнейших книг мировой литературы. Дон Кихот — бедный испанский дворянин. Его имя стало нарицательным и применяется к людям, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. В широком смысле Дон Кихот является символом Добра. (является парной к скульптуре Ж.-Л. Готье «Мефистофель». Пара олицетворяет основные этические категории: Добро и Зло).

Фигура Дон Кихота в рост, в рыцарских доспехах, со шпагой на левом боку и раскрытой книгой в левой руке.дон2

Удивительно, но образ этого литературного персонажа и внешне и внутренне напоминал самого князя С.М. Волконского. Да, странен и удивителен был князь Волконский - помещик, ставивший благотворительность на приход, а не на расход, чем возмущал даже собственного управляющего. Странен он был и в глазах павловских крестьян, считавших хозяина «добрым чудаком», готовым помочь каждому из них, сродни Дон Кихоту, о котором они, впрочем, никогда не слыхивали. С годами не только своей сутью, но внешностью Сергей Михайлович стал все больше походить на Дон Кихота. Анастасия Цветаева писала: «Волконский с виду был совершеннейший Дон Кихот, точно списанный с иллюстрации Гюстава Доре,дон3 этакий шестидесятилетний рыцарь печального образа. Худой – хоть пунктиром его рисуй, с просоленными с сединой волосами, гладкими на пробор… на тончайших ножках-жердях, в коротеньких до колен штанишках, в серо-зеленой курточке нерусского образца…» [Миндлин 1968: 58]. Правда, в отличие от романтика Дон Кихота, Волконский хорошо понимал человеческую природу, сознавая бездонность единовременной помощи крестьянину, которого интересовало только получить и совсем не интересовало - разумно вложить. Но все же он продолжал творить добро, считая, что «власть и владение - не только сласть, но и ответственность».

О любви павловских крестьян к князю красноречиво свидетельствует факт, что уже после национализации они обратились к представителям новой власти с просьбой открыть в имении больницу и присвоить ей имя бывшего хозяина.

#лучшедома