ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Виртуальная выставка плакатов времен войны, посвященная 75-летию Великой Победе.

Самым известным плакатом Великой Отечественной войны стал рисунок Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», который появился в июле 1941 года.

Художник решил обратится к зрителю с прямым патриотическим призывом, для чего создал обобщенный образ женщины-матери, соединив в нем облик современной советской женщины с символическим обобщением, позволяющим воспринимать изображение как образ Матери - Родины.пл 14

Несмотря на высокий уровень обобщения, у этого образа был реальный прототип – жена художника, Тамара Федоровна Тоидзе.пл 16

Ираклий Тоидзе вспоминал: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это сообщение потрясло меня, и я сразу переключился на создание плаката…».

По воспоминаниям сына художника - Александра Ираклиевича Тоидзе, когда «мама услышала сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. И, вбежав в мастерскую к отцу, с шумом распахнув дверь, крикнула в отчаянии: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносилось сообщение о начале войны, переданнее по уличному репродуктору».

Художник никогда еще не видел жену в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!», «Бежать, спасать!».

Этот жест и выражение лица вдохновил художника на создание плаката.

«Стой так и не двигайся!», - попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски.

«Мама долго стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука».

Тамаре Федоровне на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа. «Мама очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

Портретная индивидуальность героини в сочетании с условным красным цветом одежд, символизирующим знамя защитников Отечества, придала работе И. Тоидзе особую человечность и остроту.

***

Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката.

Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что И. Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику.

Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука – это характерный эмоциональный жест женщин-грузинок, который означает «Все сюда!», «Ко мне!», «За мной!».

Четвертые считают, что образ Родины-матери очень схож с образом Божьей Матери на иконах.

Как бы там ни было, этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.

Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и гражданской войн. По воспоминаниям сына художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого, в сборнике стихотворений которого Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».пл 15

Типографии военного времени даже выпустили специальные, «миниатюрные» изображения Родины-матери размером чуть меньше обычной почтовой открытки, которые фронтовики носили в нагрудных карманах гимнастерок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей (матерей, невест, детей), рядом с партийными и комсомольскими билетами.

Сын Ираклия Моисеевича вспоминал: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…».

Через много лет после окончания Великой Отечественной войны Тоидзе И.М. рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

«Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!» (плакат «Родина-Мать зовет!» - авт.). Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его…».

Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужны были на беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину».

Родина

                                   Н.Старшинову

Шли женщины,

                     и на плечах – лопаты:

окопы рыть под городом Москвой.

Страна

           смотрела на меня с плаката,

седая, с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими,

сжав крепко губы, чтоб не закричать.

И мне казалось, что похожа Родина

на тётю Дашу из квартиры пять.

На тётю Дашу, рядом с нами жившую,

двух сыновей на запад проводившую,

да, на неё, вдову красноармейскую,

усталую,

           упрямую

                         и резкую.

А я хотел участвовать в десантах,

кричать в эфир: ««Тюльпан»! Я «Резеда»!..»

Мне шёл тогда едва второй десяток,

меня на фронт не брали поезда.

И я смотрел с серьёзностью недетской

в её лицо с морщинками у губ

и лишь на двойки отвечал немецкий,

чтоб выразить презрение к врагу.

Она звала меня глазами строгими,

сжав губы крепко, чтоб не закричать.

И мне казалось, что похожа Родина

на тётю Дашу из квартиры пять.

                             Евгений Храмов, 1956

***

Источники: https://zagadki-istorii.ru/plakat_vov.html;

https://pressa.tv/interesnoe/53163-tamara-toidze

Продолжение следует.

#лучшедома