ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

Горшкова В.В. «Общественно-педагогическая жизнь Борисоглебска в годы Великой Отечественной войны».

Продолжение.

С первых дней войны школы развернули широкую общественно полезную работу. Именно школьники, молодежь участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, в оказании помощи раненым в госпиталях.

За первые дни войны учащиеся начальных классов школ города собрали 1200 пустых бутылок, из которых на предприятиях города изготовили бутылки с зажигательной смесью [8].

В школе № 3 был проведен вечер самодеятельности, средства от которого в сумме 1266 рублей перечислены в фонд помощи семьям фронтовиков [9].

Коллективы школ (и учителя, и ученики) принимали активное участие в патриотическом движении помощи фронту. Молодежь города горячо откликнулась на призыв воронежских железнодорожников о сборе средств на строительство танковой колоны им. Ленинского комсомола. Общая сумма сбора составила 1,3 миллиона рублей.

Активно проходил сбор средств на строительство самолетов, подарки, продовольственные посылки бойцам нашей армии. Сбор теплых вещей и подарков носил систематический характер.

Коллектив школы № 46 не только справился с работой на своем сельскохозяйственном участке, но и взял шефство над подсобным хозяйством ОРСа: учителя и школьники осуществили прополку и поливку овощных культур, окучили картофель [10].

Старшеклассники, прошедшие курсы трактористов и комбайнеров, работали на колхозных и совхозных полях, обеспечивая сев зерновых культур [11].

При школах организовывали тимуровские команды для помощи семьям военнослужащих [12].

В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе. Борисоглебский учительский институт долгое время оставался единственным функционирующим высшим учебным заведение области (до конца оккупации области), проводя регулярно наборы на 8-месячные курсы по подготовке учителей неполных средних школ [13, 14].

Также проводились наборы на 1 и 2 курсы как в средние специальные учебные заведения, например, в дорожный техникум, педагогическое училище, техникум механизации сельского хозяйства, школу ФЗУ Воронежского треста «Росглавхлеб» (с предоставлением общежития, стипендии (на общих основаниях) и столовой), так и на курсы по гражданским специальностям машинистов-дизелистов, электромонтеров, истопников центрального отопления [15, 16, 17, 18].

На заседаниях гороно постоянно ставился вопрос о всеобщей ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Предлагалось организовывать для них специальные занятия не только силами учителей, но и привлекая к этой работе старшеклассников [5].пуб 17

#лучшедома