ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «НЕСКОЛЬКО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ И СОБЫТИЙ ИЗ ЖИЗНИ БОРИСОГЛЕБЦЕВ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВВ.»

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАСТЕРСКИЕ



В связи с развитием промышленности и экономики края в 1868 г. началось строительство железной дороги от Грязей до Борисоглебска протяженностью в 199 верст. Краткая история строительства Грязе-Царицынской железной дороги такова. В 1869г. земство Борисоглебского уезда получило концессию (т.е. право) на сооружение участка от Борисоглебска до Царицына, с выпуском акций на одну треть капитала и облигаций на две трети. Этот участок, открытый к движению в 1871г., слит был с ранее построенной тем же земством железной дорогой от Борисоглебска до Грязей и получил название Грязе-Царицынской железной дороги, причем акции всей дороги были гарантированы земством, а облигации куплены правительством. Эта дорога задела Воронежское Прихоперье только своим концом в Царицынский уезд на протяжении 40 верст. В том же 1871 г. был осуществлен и проект Волго-Донской железной дороги. Соединяя Царицын на Волге с Калачем на Дону, эта дорога впоследствии слилась с Грязе-Царицынской дорогой. Вообще 70-е годы XIX в. в России ознаменовались бурным строительством железных дорог, особенно в Центральной ее части. Так, в этот период были построены Моршанско-Сызранская, Сызрано-Вяземская, Оренбургская железные дороги. В 1869 г. в Борисоглебске были основаны железнодорожные мастерские.013

Одновременно со строительством железной дороги велось строительство станции, депо, каменного трехэтажного здания вокзала, крытого пакгауза, зерно­хранилища и больших железнодорожных мастерских, предназначенных для ремонта паровозов и вагонов. В конце 1869 г. были построены здание депо, рассчитанное на одновременный ремонт 6 паровозов, котельная для ремонта паровозных котлов, имевшая 2-й этаж, где размещались слесарная, столярная, малярная, ламповая, чертежная мастерские и кабинет инженера. К котельной примыкала пристройка для кузницы. Над проходной из котельной в кузницу помещался бак для снабжения мастерских и депо водой. Были построены также парокотельная, вагонный сарай на 12 вагонов и меднолитейная. Мастерские имели тогда 4 токарных, 3 сверлильных станка,1 строгальный станок, 4 кузнечных горна. Станки приводились в движение паровой машиной. До 1876г. мастерские и депо существовали в одном здании и административно не разделялись. В 1871 г. было сдано в эксплуатацию здание вокзала (оно существует и поныне), которое долгое время считалось красивейшим зданием на Грязе-Царицынской железной дороге. В этом здании с 1871 по 1893 гг., т.е. более 20 лет, находилось управление Грязе-Царицынской железной дороги, что сыграло большую роль в развитии железнодорожных мастерских в г. Борисоглебске.014

В 1876 г. мастерские и депо разделились на две самостоятельные административно-хозяйственные единицы. Мастерские постоянно пополнялись новыми станками и оборудованием. Уже в 1879 г. в них имелось 83 металлообрабатывающих станка и 77 различных аппаратов, механизмов и машин. Количество работников в железнодорожных мастерских колебалось от 600 в летний период и до 400 в зимний.

К 1880 г. Грязе-Царицынская дорога уже располагала 104 паровозами и 2731 вагоном. Мастерские ремонтировали более 50% паровозов парка дороги, требо­вавших большого ремонта. В год из ремонта выпускалось до 36 паровозов и око­ло 200 вагонов.016

В 80-90-х годах XIX в. в мастерских вводились в строй новые производственные мощности. К концу 1892 г. количество одновременно ремонтируемых вагонов возросло до 60. Среднегодовая производительность Борисоглебских железнодорожных мастерских в 1902-1904 гг. составляла 40 паровозов и 583 вагона только большого ремонта. Производительность Борисоглебских мастерских в то время в 3 раза превышала производительность Воронежских мастерских и в 4 раза - Царицынских. В ремонт поступали и паровозы иностранных фирм. К 1900 г. в мастерских работало уже около 1,5 тыс. человек. Рабочий день длился 14-16 часов.

 

 

 

#лучшедома