ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

 

(Сборник материалов, посвященных театральной жизни Борисоглебска с конца ХIХ века по сегодняшний день).

Продолжение.

 

«КАМЕНИСТЫЕ ТРОПЫ».

В честь 30-летия Советской Армии театр им. Чернышевского осуществил постановку спектакля „Каменистые тропы“ Б. Дьякова и М. Пенкина.

Авторы пьесы взяли интересную и очень нужную современную тему - подготовку квалифицированных, образованных кадров советской трудовой интеллигенции. Действие происходит в Московском ордена Ленина Государственном университете имени М.В. Ломоносова,

Открывается занавес. На красном полотне — силуэт Карла Маркса. Под ним цитата из произведений великого творца научного коммунизма:

„В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам".

По этим каменистым тропам науки настойчиво карабкаются советские студенты, преодолевая трудности, временные неудачи, но уверенно идущие к ее сияющим вершинам, как завещал Маркс, как учил Ленин и как учит Сталин.

После фронта Андрей Буров снова приходит в родной университет. Он встречается со многими то­варищами, которые, как и он, после разгрома врага сели за студенческую парту, за книгу. На примерах честной, прилежной учебы студентов Бурова, Мельникова, Ершова, Клюева, Ма­карова авторы пьесы показывают, как советские юноши овладевают высотами науки. Их успехи и неудачи радуют и волнуют зрителя. Это — честные молодые люди, каких миллионы в нашей стране. Их характеры правдивы и типичны.

Однако вызывают серьезное недоумение в пьесе характеры и дела девушек-студенток. Если юноши со всем пылом молодости бьются над приобретением глубоких знаний, то девушки тем только и заняты, что вздыхают и страдают за успехи и неудачи студентов, либо занимаются флиртом и ухаживанием. Как они учатся, как учатся советские женщины, не раскрыто в пьесе. Этот серьезный недостаток пьесы, к сожалению, не сглажен режиссером спектакля В.Я. Ивановым, а, напротив, слишком выпячен.

Старое поколение людей науки представлено в пьесе профессорами Родиным и Филатовым. Образ Родина очень хорошо создан артист Ж. Тамахин, сумевший найти правдивые черты его характера — трудолюбие, честность, преданность Родине, нескрываемую любовь к своим воспитанникам. Филатов в исполнении В. Кравченко удачен с внешней стороны, однако внутренней характер известного ученого раскрыт не полно. Артист Н. Зеленев в роли Андрея Бурова умело по­казал образ советского офи­цера-фронтовика, отдаю­щего всё свои силы и знания науке так же самоот­верженно, как он защищал Родину в дни Отечественной войны. Андрей Буров — типичный представитель советских воинов, продолжающих в мирное время борьбу за развитие и про­гресс нашей передовой науки.

Артист А. Виноградов правдиво показал характер студента Макарова. Увлекшись проблемой полета на Луну, Макаров недооценивал важности посещений лекций, за что был исключен из университета. Исправив свою ошибку, он снова вернулся в университет с твердым убеждением, что для разрешения проблемы космических полетов нужны прочные знания. Он по-прежнему активен и уверен в достижении своей цели.

Хорошо исполнили роли артисты А. Рудяков (врач университетской поликлиники Ганичев), Р. Дедова (Варвара Семеновна), М. Искрин (сторож Никита), Н. Римшевич (Вера Демидова), Я. Комаров (Мельников). М. Иванов (Ершов), В. Гончаров (Клюев).

Образ Лены (артистка В. Рожина) вызывает недоумение. В спектакле она показана капризной, избалованной. А ведь это — медицинская сестра, которая прошла серьезную школу Отечественной войны, которая честно ухаживала за ранеными воинами. Образ Лены схематичен. Во многих местах игра артистки не соответствует ее репликам, особенно это бросается в глаза в сцене разговора Лены с Надей в третьем действии. Сцена мнимой болезни Лены доведена до шаржа.

Артистка О. Собакина, видимо под впечатлением похвал за исполнение прежних ролей, на этот раз не серьезно работала над образом Нади. Ничего нового в ее игре нет. Почти все приемы игры и, в частности, неуместную сентиментальность она автоматически перенесла от ранее исполнявшихся ею ролей.

Режиссер спектакля в трактовке женских ролей пошел за авторами пьесы.

Спектакль „Каменистые тропы", несмотря на недостатки пьесы и постановки, принимается зрителями с интересом. Он имеет большое воспитательное значение для нашей молодежи, для учащихся и студентов.

Профессор Родин в финале спектакля пламенно, от души призывает студентов учиться и работать так, как завещал Ленин, как учит Сталин.

— Друзья! — говорит он, указывая на Кремль, освещенный восходящим солнцем, — держите курс по этим рубиновым звездам.

И. Есипов.

(БП № 17 – 48)

Продолжение следует...