ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

 

(Сборник материалов, посвященных театральной жизни Борисоглебска с конца ХIХ века по сегодняшний день).

Продолжение.

 

НА СЦЕНЕ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЬЕСА.

Пьеса А. Островского «Василиса Мелентьева» идет на сцене нашего театра. Это произведение посвящено эпохе Ивана Грозного. Поэтому режиссеру пьесы Р. Нимцигу, художнику В. Фунтикову необходимо было воссоздать на сцене обстановку того времени, не допуская искажении исторических фактов. В основном эта задача решена: мрачноватые своды, неуклюжие боярские шапки, медлительность и степенство в движениях приближенных царя. Все это вводит зрителя в атмосферу времен Ивана Грозного.71

Однако декорации спектакля однообразны. Составлены из пов­торяющихся в течение всей пьесы одних и тех же фрагментов. Это надоедает зрителю. Кроме того, неправильный рисунок светотеней лишает декорации элементарной объемности.

Содержащие пьесы глубоко драматично. Василиса Мелентьева женщина с иезуитским коварством. Лесть, хитрость и предательство – ее оружие в погоне за властью. Артистка З. Семенова, исполняющая роль Василисы, верно передает контрасты во внешнем поведении героини: то притворную ее нежность, то неукротимую властность. Однако 3. Семеновой порой не хватает той напряженности и твердости, которыми отмечен характер Василисы. Образ сделался бы гораздо многообразнее и сложнее, если бы артистка сумела провести линию борьбы двух несовместимых начал в чувствах Василисы и выразить связанные с этим ее внут­ренние колебания (с одной стороны, любовь к Андрею, желание быть с ним, с другой — ослепляющее стремление занять место царицы).

Роль царя Ивана Грозного исполняет заслуженный артист Киргизской ССР П. Ефремов. Благодаря удачному гриму, достигается правильная внешняя подача образа. Однако игре П. Ефремова недостает внутреннего содержания. Иван Грозный, прежде всего, государственный деятель, обладающий сложным противоречивым характером. П. Ефремов не вносит в образ Ивана Грозного достаточного интеллекта, отсутствует яркость в изображении внутренних колебаний царя, его чувственных конфликтов и сомнений, которые должны составлять главнейшую особенность личности Грозного.

Эти недостатки в игре П. Ефремова привели к тому, что образ царя получился психологически обедненным. Вспомним, для примера, эпизод пьесы, где Грозный решает развенчать царицу Анну и сблизиться с Василисой. Это решение должно прийти после многих напряженных переживаний, борьбы, и задача актера на словесном материале пьесы, а он достаточно богат и выразителен, донести до зрителя и суеверный ужас царя перед совершаемым преступлением, и вдруг воспламенившееся влечение к Василисе, и укоры собственной совести. В игре П. Ефремова это многообразие чувств отсутствует. Кроме того, нельзя забывать, что среди личных житейских волнений Иван Грозный остается, прежде всего, государственным деятелем, патриотом. И эти качества должны быть поданы выразительно и являться главенствующими в образе.

Царицу Анну играет артистка А.       Шквыря, отличающаяся непосредственным выражением лучших человеческих качеств, присущих создаваемому ей образу: верности долгу, честности, вере в справедливость. На протяжении всей пьесы артистка обоснованно не теряет нежных, задумчиво-грустных интонаций. Они впечатляюще доносят до зрителя атмосферу деспотизма, слежки, интриг, в которых живет кроткая и нежная царица Анна.

Ни перед чем не останавливающаяся жестокость, корыстное угодничество, лесть — такими чертами характеризует Малюту Скуратова артист М. Искрин. В его исполнении царский приверженец в достаточной степени выражает принципы взаимоотношений между людьми царского двора. Однако артисту следует острее выразить изворотливость Малюты и ликвидировать черты политической беспринципности, которые проступают в созданном им образе с достаточной определенностью.

Образы князей и бояр, нарисованные артистами П. Васильевым, М. Аникеевым, П. Лебединским и другими, помогают зрителю представить обстановку политической разобщенности тех времен, способствуют созданию определенного колорита спектакля.

Хорошо владея искусством перевоплощения, артист С. Брук с успехом исполняет две роли - боярина и Шута.

Несмотря на имеющиеся недостатки, спектакль «Василиса Мелентьева» необходимо оценить положительно, в первую очередь потому, что, взявшись за постановку сложной психологической и исторической пьесы, весь коллектив добился ее гармонического звучания в целом.

В. Разумов.

(БП – 58)

Продолжение следует...