ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЯ 

«У ИСТОКОВ МУЗЕЯ»

 

 

(К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОСНОВАТЕЛЯ И ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА БОРИСОГЛЕБСКОГО МУЗЕЯ И.А. ОВЦЫНОВА).

Основание Борисоглебского историко-художественного музея следует отнести ко второму десятилетию XX века. Для города этот исторический период отмечен динамично развивающейся сельскохозяйственной деятельностью и последующей промышленной переработкой сельскохозяйственной продукции, строительством новых путей сообщения (до 90-х гг. в городе находилось Управление Грязе-Царицынской железной дороги), всплеском строительного бума, открытием новых учебных заведений, библиотек, книжных магазинов, кинематографа. Формированию местной интеллигенции способствовал и приток в город грамотных, технически подготовленных и культурных кадров. Заметно возрос спрос на книги и журналы. Новые идеи просачивались всюду:в истории, естествознании, литературе, звучали в разговорах семейных и общественных. Передовая педагогическая общественность очень чутко воспринимала требования времени.14407.750x0

Музей вызревал на волне родиноведческого движения. Это было время «педагогических исканий» новых форм преподавания. На учительских курсах, в методических разработках неоднократно подчеркивалось значение местного элемента. Под давлением демократического учительства Министерство народного образования было вынуждено ввести в младших классах курс «Родиноведение».

Предполагалось, что для каждого города программа родиноведения должна быть различной, что побудило к созданию во многих местностях России родиноведческих обществ, кружков и т.д.

В городе Борисоглебске с инициативой создания городского школьного музея выступил учитель 3-го городского начального мужского училища Овцынов Иван Авксентьевич. Биографические сведения за начальный период жизни Ивана Авксентьевича крайне скупы. Известно, что родился он в городе Усмань Тамбовской губернии в 1880 году в большой крестьянской семье. С ранних лет проявлял интерес к учебе и, благодаря своему старанию, а также попечительству одного духовного лица, смог получить педагогическое образование. Овцынов был чрезвычайно требователен к себе и предан педагогическому делу.1917

Идея создания музея вызревала из самого учебного процесса. При этом музей Иван Авксентьевич хотел вывести на городской уровень, не ограничивая его рамками училища.

Овцынов И.А. отмечал, что наглядное пособие, будь то картина, древний костюм, оружие, скелет вымершего животного, вызывает у ученика потребность в разъяснении, приковывает к нему внимание и таким путем развивает интерес. Отсутствие у начального училища материальной возможности приобрести необходимые пособия: плакаты, таблицы, макеты, приборы и т.д. не позволяли учителю доносить знания на более высоком уровне. Эти трудности не останавливали Ивана Авксентьевича, который постоянно искал новые, нестандартные формы работы. Так, руководствуясь изданием под авторством Е. Хонольд в переводе Караваевых, как сделать волшебный фонарь для непрозрачных картин, Овцынов И.А. кустарным способом изготовил подобный фонарь. Впоследствии он отмечал, что ученики больше всего любят уроки с теневыми картинками. Появление новой картины на экране вызывало гул одобрения, объяснения выслушивались учениками чрезвычайно внимательно. 3597878Это еще раз убедило Ивана Авксентьевича в необходимости создания городского школьного музея наглядных пособий. Последние сомнения были рассеяны, когда его идея нашла поддержку в среде прогрессивно настроенного учительства города. Была создана инициативная группа, в которую вошли учитель Нумеров М.С., директор 3-го приходского училища Хатунцев П.Е., секретарь городской управы Скрынников Н.С.

Продолжение следует…Волшебный фонарь копияДореволюционные фотографии Борисоглебска 047Овцынов