ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«Н.М. ЧЕРНЫШЕВ - ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ» (К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Увлекательный рассказ о жизни и творчестве уроженца Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, народного художника РСФСР, автора теоретических трудов Николае Михайловиче Чернышеве (1885 – 1973 гг.). О его знаменитых учителях, творчестве, которое началось в начале ХХ века, а завершилось в начале 70-х годов. О работах художника, в том числе и представленных в экспозиции Борисоглебской картинной галереи им. П.И. Шолохова.
Небольшой провинциальный городок Борисоглебск, когда-то принадлежавший Тамбовской губернии, ныне относящийся к Воронежской области, подарил стране и миру много имён известных государственных деятелей, учёных, писателей, художников, композиторов, артистов, врачей, педагогов, и кого борисоглебцы с гордостью называют своими земляками.
В эту славную когорту входит и Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв (1885 - 1973).
***
За несколько месяцев до открытия городской картинной галереи в 2001 году, когда уже был очерчен круг имён художников, продумана экспозиция, заведующей отделом изобразительного искусства Борисоглебского историко-художественного музея Петрухиной Евгении Ростиславовне попало в руки письмо Полины Николаевны Чернышёвой. В нём она сообщала, что является дочерью известного художника и, выполняя волю отца, передаёт его живописные, графические работы, редкие фотографии на Родину, о которой он никогда не забывал.
Сначала даже трудно было поверить, что речь идёт о художнике-живописце, графике, монументалисте, Народном художнике РСФСР, профессоре, авторе многих теоретических трудов, посвящённых технологии фресковой живописи, Николае Михайловиче Чернышёве.
Да ведь это имя – целая эпоха в искусстве! Его первые шаги в творчестве начались вместе с приходом ХХ века, а завершились в начале 70-х годов.
Потом были письма, встречи, поиски истины…[1].
***
Село Никольское, где в 1885 году родился и до 7 лет жил художник, относилось к Борисоглебскому уезду Тамбовской губернии. В настоящее время это село стало составной частью территории села Архангельского (Воронежская область), и хотя название исчезло с географической карты, в обиходе среди местных жителей оно присутствует до сих пор.
«Как и во времена детства художника, поражает дивная красота этих мест. Степное раздолье, пригорки, поросшие ковылём, дурманящий запах разнотравья, извилистая лента реки Токай. Сохранилась водяная мельница. По-прежнему наполняет сердце восторгом гармония церкви, величественно устремлённой ввысь. Неудивительно, что, даже находясь вдали, Николай Михайлович Чернышёв испытывал чувственную связь с родными местами».
Отец художника, Михаил Иванович (1852 - 1890), был мещанином, а дед - крепостным графа Бобринского.
Коля был четвертым сыном. Семья жила очень бедно, но на всю жизнь будущий художник запомнил безмерную любовь к нему матери Пелагеи Акимовны (1857 – 1929). Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец умер. К тому моменту в семье росло десять детей [1].
В 1892 году семья переехала в Москву, где Николай Чернышёв окончил начальную школу.
Положение семьи было тяжёлым. Старшие дети должны были поскорее становиться на ноги, и Николая определили в Солодовниковское коммерческое училище. Но мальчик уже мечтал об искусстве…
Для тринадцатилетнего Коли настоящим праздником был день, когда в подарок от старших братьев он получил масляные краски. Именно это событие укрепило стремление юноши к серьёзным систематическим занятиям.
В 1900 году, когда ему исполнилось пятнадцать лет, он начал посещать воскресные и вечерние классы Строгановского училища, а через год решил подать документы и сдать конкурсные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Без всякой надежды пошёл узнавать результаты, домашним сказал: «Зря, конечно, иду». Но под номером 49 значилась его фамилия. «Вот счастье! Случайно поступил в лучшее училище», - сказал он себе, не сознавая, что это вовсе не случайность... [1].
Николаю Михайловичу приходилось много заниматься, жилось трудно. Маленьких премий, которые время от времени ему выдавались, хватало только на краски и другие необходимые материалы. И юноша начал подрабатывать, рисуя сначала открытки, затем по рекомендации профессоров – заказные портреты.
Летом 1910 года по окончании курса училища Н.М. Чернышёв едет в Париж, где занимается в частной студии «Академия Жюльена», изучает музеи Лувра, копирует картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах».
В 1911 году Н.М. Чернышёв выполняет дипломную работу «Покинутая скамейка» и получает свидетельство о том, что, окончив полный курс живописного отделения училища, он удостоен звания художника живописи.
Прошло девять с половиной прекрасных, хотя и нелёгких лет обучения. Пониманию правды и красоты в эти годы Н.М. Чернышёв учился у блестящих живописцев и педагогов В.А. Серова и К.А. Коровина, в залах Лувра, копируя Леонардо, у полотен Пикассо в музеях Парижа [1].
Позже будет учеба в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где Николай Михайлович будет изучать офорт в мастерской профессора В.В. Матэ и технику монументальной живописи в мастерской профессора Д.И. Киплика.
Источники:
Петрухина Е.Р., заведующая отделом изобразительного искусства Борисоглебского историко-художественного музея - картинная галерея им. П.И. Шолохова с 2001 по 2017 гг.; статья «Историко-культурное наследие Борисоглебской земли. Народный художник РСФСР Чернышёв Н.М.» (по архивным материалам из фондов МБУК БГО «Борисоглебский историко-художественный музей») опубликована в сборнике «Деятельность литературного музея в современных условиях»: материалы Международной научно-практической конференции, 28-30 мая 2014 г. / Воронежский гос. ун-т, Воронежский обл. лит. музей им. И. С. Никитина; [редкол.: С. А. Деркачёва и др.]. - Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2014. - 395 с.
Продолжение следует…