ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«Н.М. ЧЕРНЫШЕВ - ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ» (К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В начале ХХ века, с 1914 по 1916 годы, братья Алексей и Николай Чернышёвы начали выпускать журнал «Млечный путь», открывший дорогу в литературу многим молодым авторам (в журнале печатались Д. Семёновский, Н. Ливкин, А. Решетов, Е. Недзельский, С. Есенин, К. Маригодов, Я. Ильин, М. Папер, И. Коробов, Б. Пильняк, Ф. Богородский, Н. Ляшко, И. Северянин, Н. Колоколов, И. Бурмистров-Поволжский, Н. Вечорик, В. Щуренков, Ф. Шкулёв и др.).Братья Чернышевы А.М. и Н.М. 1914 год

История их сотрудничества такова. В 1913 году Алексей Михайлович Чернышёв обратился к своему брату Николаю Михайловичу Чернышёву с просьбой помочь ему в создании журнала. Николай Михайлович Чернышёв в это время учился в Академии художеств в Петербурге и сначала не поддержал его идею, но затем не только согласился участвовать в этом рискованном предприятии, но и предложил поэтичное название для будущего журнала – «Млечный путь».

По мнению Алексея Михайловича Чернышёва, литературная часть журнала «Млечный путь» была очень пёстрой, но многогранной: печатались статьи о поэзии, живописи, скульптуре, архитектуре, мемуары; существовали разделы беллетристики, художественной критики, библиографии; было выпущено несколько поэтических сборников).

Художественная часть с первых шагов оказалась серьёзной и интересной. Н.М. Чернышёв, взяв на себя её организацию, выполнил обложку к первому номеру журнала, появившемуся в январе 1914 года. Делал и некоторые другие обложки, заставки и виньетки. Он присылал в Москву свои рисунки и оригиналы рисунков других художников, указывал Алексею Михайловичу, где лучше заказывать клише, проводил и другую организационную работу.Обложка журнала Млечный путь

Кроме того, Николай Михайлович проявил себя и как талантливый литератор, публикуя в «Млечном пути» свои эссе под псевдонимами «Омутов» и «О-ов».

Несмотря на трудности материального характера, «Млечный путь» со временем стал настоящим литературным центром, объединившим всё передовое в литературе и искусстве. Так возникли знаменитые «субботы», когда вечерами в квартире Алексея Михайловича в доме купца Привалова на Садовнической улице собирались литераторы, художники, музыканты, возникали знакомства с интересными людьми, оживленные споры, смелые творческие беседы, чтение и обсуждение новых произведений, критическая оценка издаваемых книг – всё это привлекало тех, кто дерзновенно искал новые средства выражения в литературе и искусстве.

Значение журнала «Млечный путь» в русском литературно-художественном процессе предреволюционного времени трудно переоценить. В своем обращении к читателям в 1915 году Алексей Михайлович писал: «В тяжёлую годину войны «Млечный путь» не перестаёт блюсти неиссякаемые родники чистого искусства, отражающие, в своей невозмущённой глубине, далёкие звёздные миры, влекущие из бренной повседневности к созерцанию светлого, не преходящего начала, воплощаемого искусством. Сплотить новые имена поэтов, часто впервые появляющихся в печати, особенно бережным отношением к развитию их дарования; создать круг читателей, перешагнувших грани дилетантизма, ищущих пути к самоопределению – таковы ближайшие задачи ежемесячника».

В письме 24 марта 1960 года своему брату Алексею по случаю его 80-тилетия Николай Михайлович Чернышёв писал: «Посеянные тобою семена «Млечного пути» и «Маковца» начинают давать или скоро начнут давать всходы. Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о них. Правда, есть ещё мракобесы и злопыхатели, которые стараются сделать из этого жупел. Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства».

Эта благородная цель журнала как литературного центра была достигнута, о чем свидетельствуют в своих воспоминаниях многие, соприкоснувшиеся с издательской деятельностью журнала, среди которых такие видные литераторы и художники, как С. Спасский, Ф. Богородский, Е. Наумов.

***

Члены Союза цель своего искусства видели в утверждении высоких нравственных ценностей, таких, как самоотверженность, доброта, любовь.

Всю последующую жизнь Н.М. Чернышёв, преподаватель, художник, исследователь, стремился реализовать эти идеи.

Источники:

https://www.tg-m.ru/articles/1-2009-22/rabotal-tolko-s-vostorgom

https://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=109