ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«Н.М. ЧЕРНЫШЕВ - ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ»

(К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Вторая стезя художника – монументальное искусство – определилась под воздействием изучения искусства Древней Руси. Н.М. Чернышёв прекрасно знал фресковые росписи Новгорода, Пскова, Звенигорода, Ферапонтова, до тонкостей изучил технику древних мастеров, особенно любимых им Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека.5

В своей автобиографии Н.М.Чернышёв писал: «Памятники древней живописи интересны нам не только со стороны их живописных достоинств – по остаткам росписей мы читаем историю нашей страны иногда ярче и достовернее, чем сохранили её нам летописи».chernyshev n m iskusstvo freski v

Восхищение Н.М. Чернышёва всегда вызывало колористическое мастерство древнерусских живописцев. И в 1925 году в окрестностях Ферапонтова он сделал открытие - нашёл более ста оттенков красок в виде минералов, которыми пользовались древние иконописцы.

Постоянные консультации, совещания, участие в работе Комиссии по определению исторического значения фресок, расположенных на наружных фасадах кремлёвских церквей и способе их ремонта, педагогическая и исследовательская работа, публикация статей и книг по технике фресковых росписей, - все это позволило Н.М.Чернышёву стать непререкаемым авторитетом в вопросах техники стенописи.

Чем больших успехов добивался Н.М. Чернышёв, чем большее признание получало его искусство, чем больше радости доставляло ему творчество, тем чаще он обращался в своих статьях, выступлениях, книгах со словами любви и признательности к мастерам искусства Древней Руси, всю жизнь остававшимися его наставниками и вдохновителями. «Наше древнее художественное наследие отличается исключительной идейной насыщенностью, народностью, композиционной выразительностью. Оно является одним из неисчерпаемых источников роста современного искусства», - снова и снова подчеркивал он.Алимпий Печерский

Ощущение неразрывной связи с древнерусскими художниками, блестящее знание не только их произведений, но и русской истории, размышления об Андрее Рублеве, о Дионисии как о живых людях, обуреваемых такой же страстной любовью к искусству, какая жила в его сердце, отдававших жизнь творчеству так, как мечтал это сделать он сам, служивших тем же высоким идеалам народного счастья, добра, справедливости, красоты, которые были и его идеалами, художник на склоне лет нашел в себе силы и мужество на свершение последнего жизненного подвига - создание серии картин о древнерусских живописцах, объединенных общим названием «Мастера Московской школы». Это будут картины «Андрей Рублев», «Даниил Чёрный и Андрей Рублев», «Досуг древнерусских живописцев (Даниил Черный и Андрей Рублев)», «Дионисий с сыновьями собирает краски», «Дионисий», «Алимпий Печерский», над которыми Николай Михайлович будет работать почти 15 лет.

Героями задуманных картин должны были стать мужчины, а это уже само по себе представляло определенную трудность для мастера, всю жизнь изображавшего детей, преимущественно девочек, и почти не писавшего мужских портретов.Дионисий с сыновьми на Бородавском озере

Нельзя утверждать, что мужская натура вовсе не интересовала художника. Известны выполненные им портреты братьев А.М. и Д.М. Чернышёвых, автопортреты, в которых ощущается интерес художника не столько к передаче внешних особенностей лица, сколько к выражению внутреннего состояния, интеллектуального и эмоционального содержания человека.Андрей Рублев и Даниил Черный

Состояние душевного восторга, внутренней озаренности, вызванное прикосновением к настоящему искусству, стремился передать Н.М. Чернышёв в картинах этой серии. Художник просил В.А. Фаворского немного позировать для Дионисия: «[…] я сказал ему, что мне не нужно полное сходство, т.к. буду писать с натурщика, а от него нужно взять его наполненность искусством, совершенным мастерством, интеллектуальную его сущность (если сумею ухватить), то, что сгибает человека и расправляет его как художника».

Многие знавшие Н.М. Чернышёва отмечают несомненное сходство внешнего облика древних живописцев в его картинах и самого художника.05308 hires

Возможно, это сходство объясняется своеобразием наружности Н.М. Чернышёва, иконописным благообразием его тонкого, одухотворенного лица. Но главное и, несомненно, существующее сходство заключается в духовном родстве Н.М. Чернышёва и героев его полотен, в общности предмета их восторгов и искренности проявления чувства, в серьезности и преданности их общим идеалам. Служению искусству была посвящена вся жизнь древних мастеров. Всю свою большую жизнь до последнего дня посвятил тому же и наш земляк Николай Михайлович Чернышёв.

Источники:

https://www.tg-m.ru/articles/1-2009-22/

https://maslovka.org/