ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«Н.М. ЧЕРНЫШЕВ - ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ»

(К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Своему творческому методу, который Павел Флоренский ещё в начале 20-х годов прошлого века определил как лирический монументализм, Н.М. Чернышёв оставался верен всю жизнь.3

Природа в изображении Н.М. Чернышёва, как и всё его творчество, лишена пышности, величия, броской вызывающей красоты. Художник ищет в ней так же, как и в душевном состоянии изображаемых людей, тишины, гармонии, ясности, продолжая и развивая традиции русского лирического и романтического пейзажа.

Человек в окружении такой природы ведет себя просто и естественно, ощущая свою неразрывную связь с ней, устремляясь душой навстречу добру и красоте.

В умении Н.М. Чернышёва тонко и проникновенно выразить в своём творчестве национальные особенности русской природы, передать её мягкую задушевность, лиризм, скромность, красоту, лишённую внешнего блеска и пафоса, сказалась специфика его таланта, тоже очень русского, порожденного и воспитанного природой средней полосы России.H3145 L107081356

Н.М. Чернышёв любит берега тихих речек и озер, песчаные пляжи и островки, прозрачное утро, спокойные солнечные дни, мотивы ранней весны, когда природа, подобно его любимым девочкам подросткам, лишь собирает силы для грядущего пышного расцвета («Утренняя звезда» (1930г.), «Весенний      разлив Волхова» (1934 г.), «Вечер на Тимирязевском пруду» (1939 г.).P1105203

Однако когда во время Великой Отечественной войны Н.М. Чернышёв жил и работал в Самарканде, где встретился с совершенно иной природой, с иным небом, высоким и жарким, с яркими, насыщенными солнцем и светом красками юга, и сумел найти точные краски для её передачи.Изборск

Н.М.Чернышеёв с 1942 по 1944 годы преподавал в эвакуированных в Среднюю Азию Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в Московском художественном и художественно-промышленном институтах и, конечно, занимался творчеством, несмотря на постоянное переутомление, отсутствие необходимых материалов для работы.Крымский мост

Среди работ, выполненных Н.М. Чернышёвым в Самарканде, преобладают станковые акварели. «Любовь к фреске в условиях Великой Отечественной войны вылилась в пристрастие к акварели, как бы «фреске в миниатюре», - писал художник в автобиографии.Ненастный вечер

То, что в трудных условиях военного времени приходилось довольствоваться бумагой и акварельными красками, материалами, сравнительно более доступными, чем холст и масляные краски, имело для Н.М. Чернышёва положительную сторону: он совершенствовал своё мастерство акварелиста, открывая для себя в этой технике всё новые возможности. Живая акварельная краска впитывается бумагой, подобно тому, как раствор красочного пигмента впитывается оштукатуренной поверхностью стены. Возникающее в результате окрашенное пятно с мягкими размытыми контурами должно быть нанесено на поверхность с безошибочной точностью, так как его трудно смыть или исправить. Поэтому техника акварели, как и техника стенописи, требует от художника особой верности руки и глаза. Зато в его распоряжении оказывается палитра нежных, прозрачных цветов, бесконечное многообразие тональных оттенков и переходов.Ночь на озере Сенеж

В сотнях акварельных листов запечатлел Н.М. Чернышёв природу, быт Самарканда. Однако меньше всего художника интересовала яркая восточная экзотика. Восхищаясь своеобразием местной архитектуры, обжигаемый лучами южного солнца, художник вспоминал скромную, неброскую красоту среднерусской природы. Поэтому Самарканд в изображении Н.М. Чернышёва лишён обычно связываемой с представлением об этом городе пышности и многоцветия. Художник изображает не прославленные архитектурные сооружения, а тихие улочки городских окраин, не раскаленные солнцем дни, а вечерние сумерки, рассветы или прозрачные лунные ночи («Ночью», 1942 г., «Лунная ночь в Самарканде», 1944 г., «Улица Итафак утром», 1943 г.).

Источники:

https://www.tg-m.ru/articles/1-2009-22/

https://maslovka.org/

 Мавзолей Биби Ханым

Утро на НевеСумерки

 Весна в Коломенском