ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«Н.М. ЧЕРНЫШЕВ - ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ»

(К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В течение жизни многие скульпторы, художники исполняли портрет Николая Михайловича. Он позировал для И.М. Чуйкова (1954, Художественный фонд СССР), В.К. Нечитайло (1957, Борисоглебская картинная галерея им. П.И.Шолохова), С.В. Герасимов (1958, Пермская государственная художественная галерея) и др. Необыкновенно добрые, искренние живописные картины написал Д.Д. Жилинский: в 1969 году- «Семья художника Н.М.Чернышева» и в 1970 году – «Портрет Н.М.Чернышева с семьей» (Третьяковская государственная картинная галерея, Москва).R975 975 c8188ef0aee4b8a8ec7f114d0f4367f1

Из воспоминаний Д.Д. Жилинского: «О портрете Николая Михайловича я думал уже много лет. Ещё при жизни В.А. Фаворского хотелось написать их вместе, но этот замысел так и остался невоплощённым… Теперь, решив писать Н.М. Чернышёва, я часто ходил к нему просто поглядеть, поговорить, и я понял тогда, что делать портрет Чернышёва одного – это неверно. Надо с Антониной Александровной – его женой, опорой, верным, наилучшим другом в течение всей долгой жизни, которая окружила его заботой и вниманием, безропотно делила с ним все трудности и невзгоды.zhilinskiy work 2014080308050523

Лицо Николая Михайловича в фас напоминает лики старорусских фресок и икон: высокий лоб, широкие скулы, впалые щеки, борода и белые-белые волосы (он очень сердится, когда его сравнивают со святыми). Фигура, когда-то стройная, с годами немного скосилась, высохла. Но любовь к жизни, к искусству не пропала, а как-то сосредоточилась в одном глазу – и добром, и сердитом, и проницательном. Я рисовал Чернышёва, он много рассказывал о своей жизни, о Серове, у которого учился и очень любил. О полном событий времени революции. О трудных годах войны. О Фаворском, с которым дружил до последних дней (кстати, Фаворский тоже хотел нарисовать Чернышева с женой).

Антонина Александровна называла Николая Михайловича «радость моя» и действительно радовалась, глядя на него. Лицо у нее русское, «породистое», необыкновенно интересное: голова удлиненная ото лба к затылку, с гладкими, цвета платины волосами. Они оба любят Россию, её обычаи, природу, искусство.

Так появился вариант поясного портрета на фоне далекого зеленого холма с дорогами, с деревней и разрушенной церковью. Это подмосковные места по Павелецкой дороге, где Чернышевы любили отдыхать.Бебутова Е.М. Портрет художника Чернышева Н.М.

Ко второму, «ростовому» варианту сделал множество эскизов. Ставил их рядом, думал о разных фонах – окружении. А потом представил себе всех Чернышёвых, идущих по осеннему лесу. Николай Михайлович – в профиль, на фоне Антонины Александровны в фас; дальше – стволы молодых дубков, расходящиеся в сторону вертикали, и между ними три человека – дочери Катерина и Наташа, и зять Андрей Горский. Слева внук Коленька скачет кузнечиком, справа за стволами идет дочь Полина. Композиция и цвет как будто бы решились. Золотистый осенний фон. Чернышёв в светлом плаще, восторженный, почти невесомый. За ним Антонина Александровна спокойно стоит с осенним букетом в руках, серьёзная, земная. Он узенький, светлый – воплощение духа; она широкая, спокойная, красивая – его опора.Чернышева Е.Н. Портрет отца Н.М. ЧернышеваЖилинский Д.Д. Семья художника. Чернышевы