ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА-ЗЕМЛЯКА,

ОСНОВАТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДИНАСТИИ

СЕРГЕЯ СЕМЕНОВИЧА БИРЮКОВА

(к 95-летию со дня рождения)

                                                                                                                           Двадцатый век стал для меня родным,                                                                                                                                  Был для меня он сложным и простым,

Познала я и гнев его, и милость.

И счастье, и несчастье были в нём,

Война пожаром детство опалила,

Осиротел родительский мой дом,

Война меня навек осиротила.

С двадцатым веком связан каждый миг,

Моей судьбы крутые повороты,

Идти всегда старалась напрямик,

Не обходя её водовороты.

Двадцатый век был для меня своим,

И жизнью всей я за него в ответе,

Судьба моя переплелась вся с ним,

Почти вся жизнь прошла под знаком этим.

Как в капле воды отражается Вселенная, так и в истории жизни одной конкретной семьи отразился сложный, характерный, противоречивый ХХ век. Век перемен, век бед и потрясений.

***

В 1918 году объединились два рода: Бирюковых и Абашкиных, дав начало новой семье. Это были родители Сергея Семеновича Бирюкова - Семен Васильевич и Мария Семеновна.

Родственники по линии Бирюковых были крепкими крестьянами, имевшими ветряные мельницы, крупорушки, вели свое хозяйство, в которых были лошади, коровы, овцы, птица. А еще все Бирюковы были мастеровыми людьми, умевшими работать по дереву и металлу.

Все предки по роду Абашкиных были земледельцами. До отмены крепостного права они принадлежали графу Нарышкину.

Семен и Мария - полные ровесники, родились 15 февраля 1899 года.

Молодые люди знали друг друга с детства, так как жили в одном селе Котоврас (Балашовского уезда, Саратовской губернии), расположившемся на краю левобережной поймы Хопра.

Они были хорошей парой: Мария - красивая, покладистая, хозяйственная; Семен - рукодельный, заботливый, веселый. Они сумели пронести любовь и уважение друг к другу через всю свою жизнь.

В 1919 году, еще в гражданскую войну, Семена мобилизовали в Красную Армию. Он проходил службу в Краснодарском крае и обеспечивал безопасность грузов, доставляемых по Военно-Грузинской дороге.

Вернувшись со службы, Семен полностью отдался устройству быта семьи.

Пять лет Семен и Мария прожили с родителями в мире и согласии, но новая семья росла, поэтому было решено выделить молодым место в отцовской усадьбе для строительства.

Общими усилиями дом построили за год; это были четыре просторные комнаты с большими сенями; окна располагались на солнечную сторону; вид из окон был замечательный - они смотрели на луг и речку.

Во дворе была мастерская с кузницей и баня.

Сарай для скотины, по замыслу Семена, был двухэтажным: внизу содержали животных, наверху хранили сено. По центру рубленого сарая можно было проехать на лошади, подвозя корм. Этот проект был настолько удивительным, что сельские учителя приводили своих учеников на экскурсию, показывая, каким должно быть образцовое хозяйство.

К моменту новоселья у Семена и Марии родилось двое детей: первая дочь Люба умерла в младенчестве; в 1921 году появился на свет сын Николай (сын Сергей родится в 1925 году, дочери-двойняшки Валентина и Александра - в 1928 году, в 1940 году - сын Владимир).

Средствами к существованию были заработки Семена как мастерового, ведь не случайно он владел в совершенстве профессиями кузнеца, слесаря, столяра, плотника, бондаря, колесника, сапожника, кровельщика.

Его уважали в селе, с молодых лет величая по имени и отчеству.

Семья имела немного земли для сельскохозяйственных работ, где сеялись, в основном, бахчевые культуры - арбузы и дыни.

Так мирно продолжалась жизнь, пока не грянула коллективизация.

В колхоз сразу пошли те, кто ничего не имел. Семен же, посовещавшись с женой и родными, решил в колхоз не вступать, потому что ему было, что терять: у семьи был дом, крытый железом, что в селе было редкостью, полный двор скотины, две телеги, одна тяжелая, для работы, другая - легкая, для прогулок и поездок в Балашов.

Сельская беднота крестьян-единоличников осудила, и вскоре Семена и его отца раскулачили. Марию с четырьмя малыми детьми вышвырнули на улицу, им пришлось уйти в старый родительский дом Абашкиных. Семена и его отца арестовали и отправили в район хутора Рогов, где вместе с такими же репрессированными они работали на лесозаготовках, готовясь к отправке в Сибирь.

Марии чудом удалось вызволить мужа с лесоразработок, но после этого Семену пришлось 2 года скрываться, скитаясь по городам и весям. И только в 1930 году семья воссоединилась.

1930-1931 годы были голодными, но в провинции, где всегда были огороды и свое хозяйство, выживать было проще. И семья Бирюковых, по совету односельчанина Николая Сергеевича Чивордова, также раскулаченного и сбежавшего из сибирской ссылки, в 1931 году переезжает в Борисоглебск.

Продолжение следует ...Бирюков С.С.

Домусчи С.М. Набросок портрета Бирюкова С.С