ИСТОРИЯ ОДНОГО МОНАСТЫРЯ ИЛИ ИМЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

НА КАРТЕ БОРИСОГЛЕБСКА

(к 120-летию начала строительства

Борисоглебского Хренникова Александро-Невского мужского монастыря)

     

      Монастырь был основан 19 августа 1901 года при Преосвещенном Симеоне Тамбовском и Шацком Георгии (Орлове) (1898-1902) в 2 км от г. Борисоглебска на земле потомственного гражданина, купца II гильдии Алексея Петровича Хренникова согласно его духовному завещанию. Исполнил волю отца его сын Василий. Алексей Петрович Хренников родился в 1788 г. в с. Романово Липецкого уезда. Стал самым знаменитым представителем своего рода. Его имя в своё время носил приют для детей (Липецк) и монастырь (Александро-Невский мужской монастырь г. Борисоглебска). Был очень набожным, помогал многим церквям, являлся инициатором строительства нескольких церквей в Тамбовской губернии.

innokentiy belyaev

Хренников Александро-Невский монастырь, расположенный на правом возвышенном берегу реки Вороны, откуда открывался чудесный вид на Борисоглебск и окрестные села, был построен достаточно быстро. Освещение нового монастыря состоялось 14 сентября 1904 г. при епископе Тамбовском и Шацком Иннокентии (Беляеве) (1903-1909). Монастырь учреждался мужским, общежительным.

Было возведено 9 зданий, в том числе однопрестольный каменный храм Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Храм отличался «очень красивой архитектурой»: восьмиглавый, имел форму корабля. Вот как описывает открытие монастыря современник: «В городе Борисоглебске 14 сентября 1904 года происходило, редкое по своей обстановке и особому значению, духовное торжество. В этот день город праздновал во главе со своим Архипастырем открытие первого в Борисоглебском уезде мужского монастыря, устроенного на земле, завещанной потомственным гражданином Алексеем Петровичем Хренниковым, трудами и заботами его сына и душеприказчика Василия Алексеевича Хренникова.

Господь не сулил последнему узреть своими глазами торжество открытия монастыря, своим участием в нем положить последнее звено в задуманное его отцом доброе дело - он несколько месяцев не дожил до торжества открытия, о котором так мечтал, и которого так жаждала его душа. Но и там, за пределами сей жизни, он не остался без утешения. Благодарные ему граждане города Борисоглебска и жители окружных сел вместе со своим духовенством по указанию Преосвященнейшего Тамбовского епископа Иннокентия, накануне открытия монастыря в предшествии крестных ходов из всех ближайших церквей, собрались в селе Малой Грибановке и здесь, над могилою почившего, молились о даровании его душе вечного покоя и царствия небесного. По совершении панихиды, все прибывшие в Малую Грибановку крестные ходы соединились в один весьма многолюдный и отсюда направились во вновь открываемый монастырь. Получилось величественное религиозное шествие. Между тем в монастыре готовились к совершению всенощного бдения, которое тотчас же и началось, как только прибыли сюда крестные ходы. Несмотря на то, что крестные ходы сделали в этот день около 15-20 верст, участники их и не подумали об отдыхе, они заполнили монастырский храм и двор и с благоговением оставались здесь до конца богослужения, которое закончилось только к 11 часам ночи.78Мужской монастырь

На другой день в монастырь прибыл не менее многолюдный и величе­ственный крестный ход из всех церквей Борисоглебска. По прибытии его началось освящение монастырского храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. Как освящение храма, так и первую литургию в нем совершал Преосвященный Иннокентий. После литургии Преосвященный, при участии 120 священников и десятков тысяч богомольцев, до тесноты заполнявших обширный монастырский двор и прилегающую к нему площадь, совершил крестный ход вокруг монастырских стен с пением молебна св. Николаю Чудотворцу, Александру Невскому и Преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу. Торжество закончилось освящением здания, в котором по мысли завещателя должен быть открыт странноприимный дом, после чего монастырь совершил первое доброе дело, накормив своею скромною монашескою трапезой тысячи прибывших на монастырский праздник из разных сел богомольцев».

Вся площадь монастыря (150 на 50 саженей) была обнесена деревянной оградой с четырьмя воротами. Кроме церкви возвели жилые корпуса, хозяйственные постройки (амбар, пекарня, ледник, кузница, плотничий сарай). При монастыре была учрежден странноприимный и богодельный дом для престарелых и больных граждан города - деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом дом из 6 комнат, с кухней, столовой и двумя кладовыми. Обитель в бытовом отношении была оснащена по последнему слову тогдашней техники. Имелся водопровод, для его функционирования возвели каменную водокачку с хорошей водоподъемной машиной.

Вне монастыря, в двадцати саженях от северо-восточной части ограды, располагался конный и для рогатого скота двор с деревянным флигелем для смотрителя, служащих здесь братии и рабочих.

В 1909 году около странноприимного дома был устроен кирпичный завод, который мог вырабатывать в лето 500000 кирпича, требующегося для постройки каменной ограды, монастырского соборного храма и братского корпуса.

Вся принадлежащая монастырю земля находилась вблизи него.

В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии. Тамбов.1911г.) указано, что «монастырь имеет: пашни 9 дес. 10 саж., под сенокосом 28 дес. 62 саж., под дорогами и просеками 40 дес. 20 саж., под болотами, озерами и рекою 52 дес. 73 саж., под болотами с тальником и ивняком 22 дес. 84 саж., под лесом лиственным (преобладает дуб) 706 дес. 38 саж., под лесом лиственным (осина) 923 дес. 39 саж., а всего 1785 дес,9 саж.

Средства содержания монастырь получает от обработки земли и от продажи ежегодно 25 десятин леса. По распоряжению Епархиального начальства, две трети выручаемой ежегодно от продажи леса суммы обращаются на содержание монастыря, а одна треть идет на образование запасного капитала. Таким путем в настоящее время в монастыре составился запасный капитал в 20400 руб. Деньги обращены в процентные бумаги».

Первым духовным руководителем и строителем монастыря стал уроженец г. Борисоглебска игумен Серафим, в миру Стефан Титов. Из мещан, монашеский постриг вместе со своим родным отцом принял на Святом Афоне. Немало потрудившись на Святой горе Афон и Северном Кавказе, игумен Серафим прибыл в наш город и несколько лет духовно окормлял и созидал новый монастырь. Игумен Серафим обучался живописи в Русском Пантелеймоновом монастыре и стал прекрасным живописцем. Именно он стал автором чудотворной иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», которая находится в Знаменском храме нашего города.

В 1909 г. настоятелем монастыря стал игумен Никандр – человек высокой духовной жизни. Уже тогда многие считали его духовным наставником и старцем. Он скончался в 1911 г.

С 1914-1916гг. монастырем управлял валаамский монах Сильвестр (Романов), впоследствии исповедник Русской Православной Церкви. Умер в 1932 г. в Соловецком лагере особого назначения.

С марта 1914 – по июнь 1915г. в числе братии монастыря находился валаамский монах Афанасий (Егоров), впоследствии игумен, келейник митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия (Старогородского). Преподобномученик, расстрелян в 1937 г. Канонизирован Церковью в 2000г.

Последнее документированное свидетельство о существовании монастыря датируется 21 июлем 1918 г.

В 1922 году все еще существовавшие к тому времени монастыри по воле новой власти были переведены в ранг трудовых общин. До 1924 года на территории монастыря размещался детский приют. После 1924 года территория монастыря была передана военному ведомству и здесь размещались различные военные части – артиллерийские, связи, тылового обеспечения. Последняя военная часть, располагавшаяся на месте Хренникова монастыря, расформирована в 2007 году.

В период безбожного лихолетья монастырские постройки были разрушены. Сохранилось лишь двухэтажное каменное здание хозяйственного назначения, находившееся вне территории монастыря. Сегодня на монастырской территории установлен двухметровый поклонный крест в память о тех, кто служил здесь Богу и погребен в этой земле. Около монастыря бьют два святых источника: св. вмц. Варвары и св. благоверного князя Александра Невского. Источник великомученицы Варвары входил в официальный реестр святых источников дореволюционной России. Сохранились подземелья монастыря. В юго-восточной части территории сокрыты монастырские склепы.

Милостию Божией не все святыни Хренникова монастыря были уничтожены. Полностью сохранился деревянный резной иконостас Никольского храма, а также храмовые иконы св. Николая Чудотворца и св. благоверного князя Александра Невского. В 20-е годы эти святыни были вывезены насельниками монастыря в село Самодуровка Поворинского района Воронежской области. В настоящее время они находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы этого села.

Помощию Божией приоткрыта еще одна страница богатой и насыщенной событиями духовной истории нашего края. Сегодня верующие из города Борисоглебска идут к этому святому месту духовного подвига наших предков, чтобы поклониться их святой памяти, вознести молитвы Святому благоверному князю Александру Невскому, Святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу, святому праведному игумену Никандру, в доброй надежде на то, что это святое место не останется в запустении и здесь вновь зазвучит Слово Божие.