28 ноября в картинной галерее им. П.И. Шолохова открылась персональная юбилейная выставка батика «Музыка цвета» Члена Союза дизайнеров России Ватага В.П.

Что же собою представляет техника батика?

История возникновения техники батика

Истоки батика уходят в глубокую древность.

Развитие техники батика шло с разных сторон.

Способы украшения тканей путем резервирования узора различными веществами были известны во многих странах, начиная еще с Шумерской цивилизации (IV-III тыс. до н. э.).

В III веке до н. э. некоторые китайские народности начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли в этом совершенства.

В VI веке нашей эры в Малайзии узор по ткани наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали охрой или сажей.

В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Индии, африканских странах, Армении, Азербайджане издревле бытовали приемы горячего батика.

В начале нашей эры именно в Индонезии техника батика была доведена до совершенства благодаря тому, что стала придворным искусством во дворцах Центральной Явы.

Предприимчивые голландцы в начале XVII века из Индонезии батик завезли в Европу.

В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик становится уделом кустарей-ремесленников.

Но благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны изучать у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику, посвящая этому многие годы жизни, в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. А уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру.

В России также с древности использовали технику, подобную восковому батику. Для резерва (вапы), кроме воска, применяли глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась восковой выбойкой. Так как зачастую ткань окрашивали погружением в большие чаны (кубы), то такое окрашивание называлось кубовой набойкой. Данная техника достигла своего совершенства в ХVI–XVII веках.

В настоящее время и сам процесс создания рисунка на ткани с помощью различных веществ, и готовая ткань, и приемы резервирования на любых поверхностях (не только на ткани, но и на бумаге, дереве, бамбуке, кокосе, коже, меди, стекле, зеркале, керамике) называется батиком. Тот же термин перешел и на набивную фабричную ткань, и на сделанную с помощью современной цифровой печати (принт).

***

223Вера Павловна Ватага родилась в городе Душанбе в 1939 г. в семье Павла Васильевича Зобнина, Заслуженного художника Таджикской ССР, и его супруги Наталии Иосифовны.

В 1959 году В.П. Ватага окончила Душанбинское художественное училище им. М. Олимова.

Работала художником на авторемонтном заводе г. Душанбе; на ВДНХ Таджикской ССР; в художественном фонде при Союзе Художников Таджикистана.

В 80-х годах увлеклась батиком настолько, что все последующие годы были полностью посвящены технике создания рисунка на ткани.

Ватага В.П. – участник многочисленных республиканских, региональных, городских художественных выставок и выставок декоративно-прикладного искусства.

Руки В.П. Ватаги создали много замечательных настенных панно, которые находятся в частных коллекциях России, Германии, Италии, Англии.

Серия платков, шарфов, блуз радует их владельцев не только в России, но и по всему миру: они находятся в частных коллекциях Пакистана, Латвии, Америки.

Серия занавесей украшает общественные центры г. Душанбе, г. Воронежа, г. Борисоглебска.

С 1992 года Вера Павловна проживает в г. Борисоглебске.

С 2001 года В.П. Ватага - Член Союза дизайнеров России.

***

Художественный мир Веры Павловны Ватага тесно связан со стихией цвета. Кажется, художник забавляется, сочетая жёлтое с синим, алое с зелёным, играет в цвета, придавая колориту то изысканную нарядность, то нарочитую суровость.

Обманчивая лёгкость, ощущение импровизации, на самом деле, - итог серьёзной вдумчивой кропотливой работы, талантливое выражение глубины внутреннего мира художника.221

Работы Веры Павловны Ватага ярко показывают – ей подвластно всё: различные жанры (портрет, пейзаж, натюрморты, жанровые сцены, абстрактные декоративные композиции), любые масштабы (от небольших зарисовок до занавесей и многометровых панно), разные темы («Город», «Материнство», «Знаки Зодиака», «Путешествия», «Традиции чаепития» и др.).

Нюансы хранения, уязвимость тонкой ткани, свето- и водобоязнь, в отличие от гобеленов, а тем более живописных холстов, делают батик менее привлекательным для экспонирования. Но переливы цвета, эмоциональная восторженность, перенесённые на лоскуты шёлка, ощущения, вплоть до нового взгляда на мир, составляют единую картину прекрасного мира, праздничного в своём многоцветии, чистого и доброго по своей сути.

Уважаемые жители и гости города! Приглашаем Вас познакомиться с работами Ватага В.П., созданными в технике батика, насладиться музыкой цвета и зарядиться хорошим настроением.

Ждем Вас по адресу: г. Борисоглебск, ул. Свободы, д. 162, картинная галерея им. П.И. Шолохова, тел. для справок 6-14-79.