Виртуальная выставка к 105-летию со дня рождения воронежского художника, живописца, графика, члена Союза художников РФ, заслуженного работника культуры РСФСР, Почетного гражданина города Воронежа, автора триптиха «Борисоглебск изначальный» Василия Павловича Криворучко.


Василий Павлович Криворучко родился в 1919 году в небольшом поселке с. Ново-Песчаное Славгородской волости Барнаульского уезда Томской губернии (ныне - Бурлинский район Алтайского края), куда его родители, уроженцы Украины, незадолго до его рождения переехали в поисках материального благополучия. Но надежды на «лучшую долю» не оправдались. Поэтому в 1926 году многодетная семья Криворучко вернулась на «историческую Родину» - в Донецк. Именно там, в кружке городского Дома культуры, десятилетний Вася впервые взял в руки кисть.

PEwfdoYXJGI.jpg
По окончании семилетки в 1935 году, Василий Криворучко поступил в Харьковское художественное училище, где с большим усердием принялся осваивать азы изобразительного искусства под руководством таких педагогов, как В.И. Касиян, М.Г. Дерегуз, И.А. Дайц, С.М. Прохоров.
Впервые представил свои работы на одной из областных выставок, будучи студентом второго курса.
Училище В.П. Криворучко не успел окончить, так как в сентябре 1939 года был призван в Красную Армию:
В 1940 году боец Василий Криворучко был направлен в Днепропетровский учебный батальон связи, а оттуда - в строевую часть на территории недавно присоединенной Бессарабии.
22 июня 1941 года командир отделения связи Криворучко находился в гарнизонном карауле. Только это и спасло его от гибели, когда фашисты начали бомбить казармы…
В годы Великой Отечественной войны Василий Павлович Криворучко проходил службу в качестве командира отделения связи 12-ой армии Юго-Западного фронта.
День Победы встретил в Берлине.
Награждён орденом «Красная звезда», юбилейными медалями.
После долгого перерыва, уже после окончания Великой Отечественной войны, Василий Павлович продолжил учёбу на художественно-графическом отделении Московского государственного педагогического института им. В.П. Потемкина. Хотя диплома об образовании не получил из-за разногласий с преподавателями – многие люди, прошедшие войну, отличались резкими суждениями, не стал исключением и Василий.

yWJDmBZjY8s.jpg
Учёбу он продолжил в Закарпатье, в городе Мукачеве, где стал учеником одного из известных художников – Юлия Георгиевича Вирага, который в своё время получил серьёзную подготовку в Мюнхенской академии изобразительных искусств, в Будапештской школе образцового рисунка у профессора Балло и в академии Р. Жюльена в Париже. Это творческое общение впоследствии во многом определило направленность интересов В.П. Криворучко. Об этих годах он вспоминал так: «От него я взял «надо всегда писать красивое», «звать человека к прекрасному», «напоминать ему, что не для творения зла он создан…»».
Ученик оказался достоин учителя: картины Василия Криворучко стали появляться не только на областных, но и на республиканских выставках. К молодому художнику пришло признание: в тридцать лет он уже был членом Союза художников Украины, что удавалось далеко не каждому молодому автору.
***
Какие темы в искусстве были интересны Василию Павловичу? В каких техниках ему комфортнее работалось?
Художник в своих дневниках писал, как непросто ему было найти себя в творчестве на протяжении долгого времени.
В 1950-е, следуя веяниям времени, он много писал на «индустриальные темы». Тогда появились такие известные его картины, как «Воронеж - стройка коммунизма», «Строительство Нововоронежской АЭС» и многие другие, в которых отразились моменты жизни нашей области, тоже ставшие уже историей. В этих картинах проявилось уважение художника к людям труда, он писал не «абстрактных рабочих», а вполне реальных людей, с которыми знакомился, посещая воронежские заводы.
В 1960-е годы В.П. Криворучко обратился к теме героического и культурного прошлого России на различных этапах её истории. Созданные им тематические картины, пейзажные композиции, архитектурные пейзажи древнерусских городов, батальные сюжеты из циклов «На поле Куликовом», «Воронеж корабельный», «Моя Русь», «Мы русские люди», «На защиту Отчизны», «Горит татарника огонь», «По странам и континентам», «Москва заповедная»; иконографические изображения Сергия Радонежского, Серафима Саровского; портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Феофана Грека принесли ему настоящую известность.
«Тема, которая была целью и смыслом в его жизни – это тема России, православной Руси, проповедь духовного наследия», – вспоминал протоирей Андрей, близко знакомый с художником.

fctAnabd3I8.jpg
«С детства я рисовал на исторические темы. В Воронеже же начал собирать материалы о Петре 1 и в 1957 году написал картину «Воронежская судоверфь». Но настоящим толчком, давшим начало новому периоду моей творческой биографии, послужила поездка в поселок Рыбачий. Там, среди Мурманских сопок, увидел я разбросанные останки защитников Родины. Два десятилетия прошло после последних боев, а герои так и остались незахороненными. Это меня потрясло… Поехал по древнерусским городам. Стал писать храмы. По этому поводу один обкомовский деятель предъявил претензию, что, мол, не только сам, но и детей учу церкви рисовать. Что же им, пятиэтажки рисовать», - вспоминал впоследствии В.П. Криворучко
Картины, связанные с русской историей, Василий Павлович никогда не продавал, всегда дарил, несмотря на то, что на создание некоторых работ у живописца уходили годы (например, картину с изображением «Троицы» Андрея Рублёва В.П. Криворучко писал около десяти лет). Художник говорил: «Ещё от родителей знал: продал - потерял, подарил - приобрёл. Вот девиз».
Обращаясь к разным темам, живописец работал и с разными материалами, писал в разных техниках: в каких-то работах есть декоративность, в каких-то больше реализма или импрессионистических мотивов, где-то прослеживаются традиции русской иконописи.
***
С 1937 года участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставках. Персональные выставки В.П. Криворучко неоднократно проходили в Москве, различных городах России, в Воронеже и области.
Всего в творческой биографии живописца более пятидесяти выставок.
***
Несмотря на то, что Василий Павлович Криворучко родился в Алтайском крае, судьбоносным для себя считал именно город Воронеж, где он состоялся как художник, общественный деятель, защитник памятников старины. В Воронеже он жил и работал более 40 лет, с 1951 по 1994 годы: здесь он был избран членом городского совета, способствовал восстановлению Успенской церкви, а также созданию музеев в Острогожске и Лисках, возглавил художественный фонд и Воронежское отделение Союза художников РСФСР, был избран членом Союза художников СССР; именно на Воронежской земле Василий Павлович создал свои знаменитые полотна «Воронежская корабельная верфь XVII столетия», «Поле Куликово», «Мы люди русские», «На защиту Отечества», «Дионисий», «Святой преподобный Сергий Радонежский», серию портретов известных земляков – А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Н.И. Второва, В.А Кораблинова, Н.В. Троицкого и других.
***
Работы В.П. Криворучко экспонируются в Музее истории Москвы, Тульском музее изобразительных искусств, Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, Псковском музее-заповеднике, Краснодарском музее изобразительных искусств, Новосибирской картинной галерее и в других российских музеях, а также в частных собраниях Финляндии, Швеции, Бельгии, Чехии и США.
Картины мастера хранятся и в Борисоглебском историко-художественном музее. По воспоминаниям директора музея Апалькова Ю.А., по просьбе городской администрации им и его супругой К.Н. Успенской были написаны картины «Борисоглебск изначальный», «Борис и Глеб». «Хоперская судоверфь», которые как нельзя лучше рассказывают о ранней истории г. Борисоглебска; картины из серии «Выдающиеся люди земли Борисоглебской» «Декабрист С.Г. Волконский среди крестьян Борисоглебского уезда», «Павловский Е.Н. в экспедиции», «М. Горький в Борисоглебске»; картины «Дон», «Осень», которые после долгого перерыва выставлялись на выставке «Родом из Борисоглебска», организованной Воронежским областным художественным музеем им. И.Н. Крамского и Борисоглебским историко-художественным музеем к 325-летию г. Борисоглебска в 2023 году.
***
Василий Павлович Криворучко до конца жизни оставался неутомимым творцом: изучал историю, учил старославянский язык, кроме живописи находил время и на общественную деятельность, за что был удостоен звания Заслуженного работника культуры РСФСР, первого почётного гражданина города Воронежа, первого лауреата премии имени Преподобного Сергия Радонежского и других наград; писал не только картины, но и занимался поэзией, наполненной любовью к родине, уважением к женщине.
Вот характерные строки:
Для меня о Русь, два слова, -
Это: Поле Куликово.
Это поле, где когда-то
Храбрость русского солдата
Славу Родины в веках
Утвердила на клинках.

Или: …
А ты чужая
Поцелуев нежных ряд
Бисером рассыпала, рыдая,
То зовешь, то гонишь, проклиная
Я, глупец и этой дымке рад…
***
Именем Василия Павловича Криворучко в 1995 году была названа улица в воронежском микрорайоне Подгорное.
На доме по ул. Тимирязева, 1 в г. Воронеже, где художник жил с 1970 по 1994 гг., установлена мемориальная доска (1998).
С сентября 2005 года Лискинская картинная галерея носит имя В.П. Криворучко.
***
К 100-летию со дня рождения В.П. Криворучко, одного из самых известных воронежских художников, в 2019 году в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского прошла масштабная выставка «Всем сердцем любивший Россию», на которой было представлено около 150 работ из трех музеев: Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, Воронежского областного краеведческого музея и Лискинского историко-краеведческого музея. Экспозицию выставки составили графические, живописные работы мастера, его скульптуры, старинные книги из его коллекции и личные вещи. Например, из своих многочисленных творческих поездок по своей стране (он побывал Азовском, Белом, Баренцевом морях), путешествий по странам Европы, Африки и Индии, Василий Павлович привозил не только сюжеты для новых произведений, но и горсть земли, камешки или воду, которую хранил в стеклянных сосудах.
***
В 1994 году о художнике Василии Криворучко на Свердловской киностудии был снят фильм, в котором старец с душою ребёнка, художник - фронтовик рассказывает о русской истории, смотрящей с его полотен, о судьбе многострадальной Руси, над которой всегда сгущаются мрачные тучи, но она твёрдо стоит на своих ногах…».
***
Однажды, отвечая на вопрос журналиста «Какие слова хотели бы Вы увидеть на своем надгробном камне?», В.П. Криворучко сказал: «Под сим камнем лежит художник Криворучко, всем сердцем любивший Россию, Святую Русь… Не знаю…, может, и ничего не надо писать… Картины останутся, они лучше любых слов скажут…».
***
Библиография о В.П. Криворучко насчитывает более 300 источников., Вот некоторые из них:
Воронежская энциклопедия. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. - Т. 1. - С. 416.
Елена Черных. Влюбленный в жизнь. Культура - Воронеж.ру. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано 14 апреля 2012 года.
Вадим Чугунов. Пронзая кистью глубь веков… О жизни и творчестве писателя Г.Н. Троепольского. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано 3 января 2014 года.
Галина Коротких. Имя в искусстве. Недюжинный Криворучко. Архивировано 29 мая 2012 года.
Данилов Ю. Умерла Ксения Успенская (13 апреля 2019). Дата обращения: 14 апреля 2019. Архивировано 14 апреля 2019 года.
Почетные граждане Воронежа - воронежский-край.рф/wiki/p/7578
«Наша история», 17 июня 2023 г.
Архивный путеводитель ГАВО (фонд № Р-3247. Криворучко В.П. (1919-1994)).
Ежемесячный литературно-художественный журнал «Подъём» от 25.07.2019 г.// «Художник – народный по сути».
Фильм о В.П. Криворучко: https://www.net-film.ru/film-41292/

za-zemlyu-russkuyu.-s-kartiny-hud.-v.p.-krivoruchko.-1980.jpg