«Художник милостью Божией…»
16 марта 2025 года исполнится 85 лет со дня рождения живописца, графика, сценографа, педагога, художника, чья судьба почти 30 лет была связана с Борисоглебском - Льва Витальевича Фёдорова.
Лев Витальевич Фёдоров родился в Казани в 1940 году. Окончил Казанское художественное училище и Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского. Учеба в институте сформировала его жизненные интересы, творческие пристрастия – его судьба долгие годы будет связана с работой в театре
Кто же он такой – театральный художник?
Художник в театре создает внешний облик спектакля. И это настолько разнообразная и непростая деятельность, что если ты не будешь превосходным живописцем и колористом, индивидуальностью с широким кругозором, со своим мироощущением, «своим лицом», дизайнером, архитектором, строителем, владеющим основами физики и математики, неравнодушным человеком, умеющим работать в команде, потому что спектакль - невероятно тяжелый, вдохновенный, коллективный труд, тебе очень трудно придется в этой профессии.
Лев Витальевич, обладая знанием профессиональных законов театра, тонко чувствуя общий эмоциональный настрой спектакля, всегда умел подчинить свой замысел общим задачам постановки, каждый раз созидая особый мир, в котором развивалась новая история нового спектакля.
Лев Витальевич в разные годы работал художником-постановщиком Альметьевского драматического театра, художником-постановщиком Карагандинского областного драматического театра им. С. Сейфуллина, главным художником Борисоглебского драматического театра им. Н.Г. Чернышевского, создавая эффектные, запоминающиеся декорации, выразительные, изящные костюмы, продуманные, интересные афиши и программы, проникновенно и глубоко отражающие суть основной идеи, заложенной режиссером.
Но творчество Федорова Л.В. не ограничивалось театром: он принял самое деятельное участие в организации Борисоглебской детской художественной школы, в которой будет преподавать основы изобразительного искусства юным поколениям борисоглебских мальчишек и девчонок; будет участвовать в городских, областных, республиканских выставках, всероссийских фестивалях и конкурсах театрального искусства, неизменно получая высокую оценку своего труда, но никогда не останавливаясь на достигнутом.
Лев Витальевич - художник, который равно хорошо мог работать и карандашом, и акварелью, и гуашью, и масляными красками, которому по-плечу и пейзажи, и натюрморты, и портреты, и сценография, и иллюстрации к детским книгам, но самым любимым жанром для него был пейзаж.
По воспоминаниям его друзей и коллег, небольшой городок в центре России привлек его внимание именно рекой и лесом. И Лев Витальевич задержится в Борисоглебске почти на 30 лет, не уставая воспевать хвалу каждому новому дню, который приносил ему богатство мыслей, силу чувств, творческое разнообразие, желание жить и работать.
Творчество Л.В. Федорова настолько универсальное, что понятно как детям, так и людям преклонного возраста.
Взрослых его картины не только радуют, но и вдохновляют, предлагают задуматься о жизни, о Родине.
Юному поколению его семейные, детские, сказочные сюжеты очень близки и понятны, исподволь, ненавязчиво формируя такие важные ценностные установки, как добро, взаимовыручка, сострадание, отзывчивость.
Отдавая дань уважения 300-летней истории Борисоглебска, в разные годы Л.В. Федоровым были созданы серии художественных полотен «Истоки» (1995) и «Эхо прошедшего времени» (1995-1997).
Л.В. Федорову были очень близки городские пейзажи, в которых он раскрылся как философ, как психолог, показывая, что сохранение исторического облика города – архиважная задача как для ныне живущих, так и для будущих поколений горожан.
Некоторые «почеркушки» (так сам художник называл свои зарисовки) очень узнаваемы: колокольня храма в Северном микрорайоне, перекресток улиц Ленинской и Народной, дом с арочными воротами по ул. Народная, 50, или старинный особняк по ул. Дубровинская, 65. Некоторые - не подписаны и атрибутировать их сложно, потому что сделаны они в «походных» условиях, когда под рукой были только простой карандаш и клочок газетной бумаги. Но Лев Витальевич считал важным запечатлеть подробности каждого прожитого дня, для чего делал пометки на лицевой стороне рисунка: «Осень. Очень сочное небо», «Весна. Бурный вечер», «Серый день, где-то снежок. Ноябрь. Унылая пора».
Точно сказать, какое время года ему нравилось больше, трудно. Но поражает мастерство художника, когда он старался запечатлеть высокое голубое небо и красноватые кроны тополей, которые бывают только ранней весною, или ветви березы под окном, взлетающие от порывов ветра сумрачным дождливым днем, или отражения деревьев в воде во время разлива, или «изюминки» городской архитектуры, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше.
Его работы всегда отличали безупречный художественный вкус, высочайший профессионализм и истинная духовность. Они известны не только в нашей стране, а и за рубежом. Многие любители живописи считали за честь иметь картины Л.В. Федорова в своих коллекциях.
Лев Витальевич Федоров часто повторял: «Я люблю свой край (Авт. – Борисоглебск и окрестности), а, главное,- стараюсь, чтобы люди, глядя на мои картины, становились чище душой и добрее сердцем».
Человек непростой судьбы, прямолинейный, правдолюб, трудоголик, чаще всего – серьезный, даже суровый в жизни, но глубоко лиричный, эмоциональный, утонченный в своем творчестве – это все Лев Витальевич Федоров.