ДЕТИ ВОЙНЫ
Ишкова Елена Борисовна
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям сороковых годов прошлого столетия. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих, о их судьбах и жизненной дороге.
В настоящее время в России не принят единый федеральный закон, позволяющий получить статус "Дети войны" и соответствующие льготы. Такие нормативные акты приняты и действуют только в отдельных регионах. На федеральном уровне на отдельные категории несовершеннолетних участников ВОВ распространяются льготы ветеранов боевых действий.
Законопроект о введении статуса "Дети войны" и соответствующих льгот рассматривается в Государственной Думе РФ с 2006 года. Более 20 регионов России уже установили такой статус самостоятельно. Получить статус могут лица, родившиеся на территории СССР в период с 1928 по 1945 год (даты могут меняться в зависимости от региона). Возраст, род занятий и степень участия в боевых действиях или работе не имеет значения. В конце декабря 2019 года и мэрия Москвы согласилась с предложением КПРФ ввести категорию "дети войны" и причислить к ней россиян, постоянно проживающих в Москве и родившихся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года.
Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря… Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину.
Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.
О Великой Отечественной войне написано очень много. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.
Хочется рассказать о детях войны, описать годы войны в жизни моей бабушки Пиндюриной Любови Никитовны, чьи рассказы о прошлом вызвали у меня особый интерес. Каждую семью затронула великая отечественная война. не оставила в стороне и семьи моих дедушки и бабушки.
Когда началась война моей бабушке было девять лет. С семьей она жила в селе Танцырей в 20 км от Борисоглебска. Она не любит рассказывать о своем детстве, ведь это детство было очень тяжелым.
Ее отчима в 1941 году забрали на фронт. Мать осталась одна с пятью детьми – четырьмя девочками и одним мальчиком, трое были приемными детьми. Жили они в небольшой избе.
Дома были с соломенными крышами, забор-плетень из хвороста, сараи (котух) тоже из хвороста.
В доме была русская печь, на которой выделяли: задорга – то, за что можно держаться, приступки, прогар для сушки белья, хвороста, лежанка. Еду готовили в чугунах, доставая из печки рогачами и чаплями. Кочергой золу выгребали.
Из посуды были деревянные ложки, глиняные миски. Молоко хранили в глиняных горшках (махотках). основные блюда: пареная свекла, тыква, каша, вареный картофель. Хлеб пекли сами, кокурки (пышки), чиненки. одежда состояла из юбки, жакета, бот, румынок, платка
Отчим вернулся с войны, в семье родились еще 2 дочки. Было 8 детей, 3 -приемные.
С раннего детства все дети вынуждены были трудиться наравне со взрослыми. Работали в поле и дома, копали окопы.
В школе бабушка не училась…Нечего было одеть, было много работы.
Позже пожалела, что не пошла после войны учиться с младшими сестрами, которые родились после войны, стыдно было взрослой сидеть за партой с малышами, да и работать надо было.
В воспоминаниях бабушки о своем детстве в военные и послевоенные годы нет воспоминаний об играх, детских шалостях. Она быстро повзрослела. Война лишила ее детства.
Семья голодала. Много рассказов бабушки было связано с темой голода в военные годы.
Питались скородой (дикий лук), растущей на заливном лугу, щавелем, желудями, которые отваривали и из которых пекли лепешки. однажды, рассказывала бабушка, мама с вечера почистила картошку и поставила чугунок у печки. они голодными легли спать, но голод так их измучил, что сон на ум не шел, они взяли сырой картофель из чугунка и стали его есть. Хруст услышала мама и отобрала сырые картофелины, поругала их и сказала, что не только им хочется есть и что завтра есть будет не чего. Дети поплакали и уснули голодными.
Работать заставляли всех и старых и малых, за невыработку – судили. Старших (приемных) детей она брала с собой и они работали наравне со взрослыми. Бабушка Люба оставалась с младшими детьми Раей и Валей дома и присматривала за ними, да еще за двумя племянниками, у которых в 1942 году умерла мама, грудным Витей и Васей 4-х лет. Когда брат мамы моей бабушки Егор женился, детей забрали и бабушка Люба тоже стала с 9 лет ходить на работу с мамой и старшими приемными детьми.С 12 лет бабушка начала вязать платки, с 15 лет пряла пух, «сбивали булдыжки от подсолнуха, шляпки резали серпом, на ток ходила веялку крутить, т.к. ведра тяжело было поднимать».
Не легкими были и послевоенные годы. Бабушка трудилась в колхозе, где работали за 200 грамм пшеницы, за палочки-трудодни.
Бабушка часто рассказывает нам о голоде, который они пережили в годы войны, о непосильном труде, который они выполняли. Бабушка Люба всегда с горечью вспоминает трудные военные годы: «В нашем селе детей – подростков было много, все работали там, куда посылали. Никто никогда не отказывался от работы. Мы без конца работали в колхозе. Как бы нам трудно не приходилось, мы никогда не отчаивались, верили и ждали победу». А совсем недавно она показала нам свой заветный узелок.
Бабушка награждена юбилейными медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «55 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «65 лет», «70 лет», «75 лет» и вот 14 марта ей вручили медаль «80 лет Победе». Она очень ждала ее и говорила нам: «Так хочется дожить до Дня Победы и получить юбилейную медаль, ведь до следующей мне не дожить, мне уже 92 года».
Дети войны сегодня глубокие старики. Многих уже нет в живых. Этим детям пришлось быстро взрослеть. Наравне со взрослыми они терпели все тяготы военного времени. Им есть, о чем нам рассказать. Но пройдет ещё немного времени, и мы будем изучать историю тех героических лет только по учебникам. Поэтому так важно сейчас сохранить их воспоминания для будущих поколений. Времени осталось не так много.