Князь Сергей Михайлович Волконский (1960 – 1937)
ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ:
4 (16) мая 1860 г. – родился на мызеФалль (Эстляндская губерния)
1899 – 1901гг. – служил директором Императорских театров
Декабрь 1910 г. – встретился в Дрездене с Э. Жак-Далькрозом, швейцарским композитором и педагогом, создателем системы музыкально-ритмического воспитания
Май 1918 г.– открытие выставки «Декабристы – первые борцы за свободу» в Борисоглебске
Декабрь 1921 г. – «исход» из Советской России
1923 г. – опубликовал в Берлине три тома «Воспоминаний»
25 октября 1937 г. – скончался в Хот-Спрингсе, штат Вирджиния, США.
На мызе Фалль, под Ревелем, устроенной трудами его прадеда графа А.Х. Бенкендорфа, князь Сергей Михайлович Волконский, потомок 28-го колена от легендарного Рюрика, родился 4 (16) мая 1960 года. «О дивном месте своего рождения не единожды упоминает он впоследствии в мемуарах: «Мне три года. На ступенях каменного крыльца старая старушка англичанка: мисс Смит, гувернантка моих теток, двоюродных сестер матери, показывает мне, как пальцы складывать, чтобы выходил домик; указательный опускается и образует прилавок, мизинец – лавочник, и два больших пальца – покупатели… В низком кабинете, во флигеле, в глубоком кресле старец с седой бородой, в черном бархатном халате курит длинную трубку: мой дед декабрист…» С ностальгией он будет вспоминать и о Павловке, имении князей Волконских близ уездного Борисоглебска Тамбовской губернии. Именно там, в Борисоглебском уезде, начнет он «служить по обществу» по окончанию в 1884 году историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета – почетным мировым судьей, гласным борисоглебского уездного земства…
В качестве члена училищного совета он инспектировал сельские школы Борисоглебского уезда. «Что за прелестные бывали экземпляры среди этих детей! – вспоминал Сергей Михайлович. – Какая радость знаний, какая радость в оказании своего знания. Никогда не забуду одного мальчика в селе Криуши; как он решал устную задачу. Он не то, что сам решал, а как будто вам объяснял, как вам бы следовало ее решать. «Сносим три, а пять в уме; три и четыре – семь, а там ведь у нас пять оставалось, значит двенадцать, сносим два, а единица у нас в уме остается…» И какие интонации! В каждой цифре слышалось: «Не правда ли? Или: «Ведь вы помните? О да… Что за материал крестьянские дети; а что из него потом выходило!...»
Летом 1893 года князь Сергей в качестве комиссара от Министерства народного просвещения отправился на Всемирную выставку в Чикаго, выступил и на Конгрессе религий, проходившим в рамках этой выставки. В Америку он поедет и в начале 1896 года – по приглашению Лоуэльского института в Бостоне для чтения курса лекций по русской истории и русской словесности.
После одного из таких лекционных курсов князя Волконского в Гарвардском университете была основана кафедра славянских наречий. Изданные в том же году в России отдельной книгой «публичные лекции, читанные в Америке, удостоились обстоятельной рецензии философа Владимира Соловьева: «Известный нашим читателям князь С.М. Волконский с большим успехом исполнил в Америке интересную задачу: показать Россию лицом. Это человеческое лицо американцам было мало знакомо – и тем более интересно…»
В июне 1899 года император Николай II назначил князя С.М. Волконского на пост директора Императорских театров. «Театрально образованный лучше, чем все его предшественники, - вспоминал драматург и переводчик П.П. Гнедич, князь мечтал о Софокле и Еврипиде, о Шекспире и Лопе де Вега, а его встретил репертуар из десятка пьес Островского, пьес Модеста Чайковского, Невежина, Маркевича, Николаева. Он рисовал себе репертуар компактный, сжатый, а было до сотни пьес, и, в сущности, ни одна не была поставлена строго художественно…».
«Молодой Волконский взял курс на обновление репертуара: на сцене Александровского театра были поставлены «Отелло», «Гамлет», «Эрнани», на сцене Мариинского театра – опера Р. Вагнера «Тристан и Изольда» и «Валькирия». К работе на императорской сцене были привлечены художники из объединения «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, В.А. Серов и др. В состав Дирекции в качестве чиновника по особым поручениям был введен будущий организатор «Русских сезонов» С.П. Дягилев, некоторое время редактировавший «Ежегодник Императорских театров». А весной 1901 года князь подал в отставку из-за конфликта с балериной Матильдой Кшесинской.
В последующие годы князь Сергей Волконский, занявшись разработкой интересовавших его вопросов театрального искусства, жил то у себя в Павловке, то в Фалле у своей родни, то уезжал за границу – к отцу, «который уже не выносил петербургского климата и поселился в Риме».
В декабре 1910 года Сергей Михайлович в Дрездене познакомился с Э. Жак-Далькрозом, создателем системы музыкально-ритмического воспитания. Метод ритмической гимнастики швейцарца захватил князя: «Я понял, что ритмическое воспитание развивает всего человека, все способности его и что оно должно, когда войдет в обиход воспитательный, облагодетельствовать человечество». Как раз тогда они близко сошлись с бароном Николаем Врангелем, соредактором журнала «Аполлон», на страницах которого начали появляться статьи Волконского, «русского адепта Далькроза в России», а в одноименном издательстве – его книги «Человек на сцене» и «Разговоры».
В знаменитой «Бродячей собаке», в заволоченном табачном дымом» подвале не сразу разглядел князя Сергея поэт Георгий Иванов: «Князь С.М. Волконский, не стесняясь со временем и местом, с жаром излагает принципы Жака Далькроза. Барон Н.Н. Врангель, то вкидывая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья…»
По совету «милого друга» Сергей Михайлович увлекся работой по подготовке к изданию «Архива декабриста С.Г. Волконского» и устройством в Павловке Музея декабристов. Первая мировая война внесла коррективы в планы князя: он устраивает лазарет для раненых в Борисоглебске, хлопочет о постановке аллегорической пантомимы «1914» на сцене Мариинского театра в Петрограде… Но Музей декабристов все же превращается из замысла в реальность. «Вы еще не знаете, - сообщал Сергей Михайлович в письме, адресованном в июне 1916 года Б.Л. Модзалевскому, - что я кончил развеску в «Сибирском коридоре». Вышло замечательно, богатство материалов поразительное и то еще не все…»
Экскурсии по «Сибирскому коридору», похоже, проводились только в мемуарах: «Тут воспоминания о декабристах: портреты, виды, документы, вещи, бывшие в Сибири. … Повесть страдания и терпения, высоты и смирения… как мало кто знает это. Как мало вообще у нас интересуются. Ни разу ни одна школа из города не подумала совершить экскурсию … Нет, несчастных детей водили в июле месяце смотреть железнодорожные мастерские!.. А вся классовая рознь, через которую не умеют люди душой перешагнуть…»
В Павловке бывший директор Императорских театров узнает об отречении Николая II. Осенью 1917 года, когда газеты запестрели сообщениями «об аграрных беспорядках» в тамбовской губернии, князь Волконский переехал в собственный дом в Борисоглебске, куда был перевезен семейный архив и фамильные вещи из Павловки.
Между тем атмосфера в Борисоглебске с установлением 30 января 1918 года советской власти все более накалялась: аресты, расстрелы, обыски… В такой обстановке Сергей Михайлович устраивал благотворительные спектакли, читал лекции, после одной из которых возникла мысль устроить в Народном доме выставку, посвященную декабристам. Экспозиция, открывшаяся 6 мая 1918 года, «в двух больших залах и двух маленьких комнатах Народного дома, состояла из 182 экспонатов. «Был страх, конечно, - вспоминал князь Сергей Михайлович, - за некоторые портреты, - как на них посмотрят представители власти, если заглянут. Но не заглянули…»
Преемники «первых борцов за свободу» нагрянули в дом Волконского, когда внук декабриста по счастливой случайности находился в гостях. «Убрать с той же любовью собранную выставку мне уже не пришлось – писал Сергей Михайлович, - в солдатской шинели, с котомкой платья и белья, в пять часов утра, пешком я должен был покинуть родной город…»
Осенью 1918 года князь добрался до Москвы, где занялся преподавательской деятельностью: читал лекции о законах речи, вел занятия по ритмике и мимике в различных театральных студиях – в Институте слова, Пролеткульте, в Государственном институте музыкальной драмы, на Драматических курсах при Малом театре, в театре Габима, в Московской филармонии, студии Тонплассо, «Драмбалет» и т.д.
В московской коммуналке в промежутках между беготней по студиям, болезнью, обысками, арестом в августе 1919 года он писал 2по памяти», «по разговорам» воспоминания…
В 1920 году в Вахтанговской студии Волконский знакомится с Мариной Цветаевой. Эта встреча-дружество была, несомненно, знаковой и для князя Сергея, и для поэта. Вот одна из дневниковых записей весны 1921 года Цветаевой: «Знаете ли выв, что и моя земная жизнь Вами перечеркнута? Все, с кем раньше дружила, - отпали. Вами кончено несколько дружб. (За полнейшей заполненностью и ненадобностью)… У м еня есть друг: Ваша мысль..» А князь Волколнский в посвященной Марине Цветаевой книге «Быт и бытие» впоследствии напишет: «А помните наши вечера, наш гадкий, но милый на керосинке «кофе», наши чтения, наши писания, беседы? Вы читали мне стихи из Ваших будущих сборников. Вы переписывали мои «Странствия» и «Лавры»… Как много было силы в нашей неподатливости, как много в непреклонности награды! Вот это было наше бытие. Вы не забыли, как Вы жили? В Борисоглебском переулке. Ведь нужно же было, чтобы «ваш» переулок носил имя «моего» родного города!»
Осенью 1921 года князь Волконский перебрался в Петроград, где, отчаявшись получить документ на легальный выезд, «решил бежать каким угодно способом». Так в конце 1921 года внук декабриста «с чужим паспортом под видом эстонца» навсегда покинул Россию… Следом за ним через границу – так же нелегально – «добрые люди» переправили его рукописи: «декабристское» сочинение и «двадцать шесть глав» воспоминаний.
За границей князь Сергей Михайлович Волконский поначалу жил в Италии, где были дописаны «Мои воспоминания». Двухтомная трилогия («Лавры», «Странствия», «Родина») вышла в 1923 году в берлинском «Медном всаднике». Там же появились «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного» (1924), а годом позже – «Последний день. Роман-хроника».
С 1925 года князь обосновался во Франции, став одной из ярких фигур русского зарубежья. Он вел театральный отдел в милюковских «Последних новостях, печатался в журналах «Звено», «Перезвон», «Современные записки», преподавал декламацию в Русской консерватории, ритмику и мимику в балетных школах и студиях, выступал с лекциями по русской истории и литературе.
Последняя статья князя Сергея Волконского в «Последних новостях» - письмо из Лондона о постановке тургеневского «Месяца в деревне» в Вестминстерском театре – вышла 24 октября 1936 года.
В той же газете 28 октября 1937 года на первой странице была опубликована небольшая заметка: «Скончался кн. С.М. Волконский. Нью-Йорк, 27 октября. 25 октября в Ричмонде (шт. Вирджиния) тихо скончался князь Сергей Михайлович Волконский, известный театральный деятель и критик, быв.директор Императорских театров. Скончался кн. С.М. Волконский на 78 году».
30 октября в Париже, в русской католической церкви Св.Троицы, была отслужена панихида.
В «автобиографии» Нины Берберовой «Курсив мой» читаем: «М.И. Цветаеву я видела в последний раз на похоронах (или это была панихида?) кн. С.М. Волконского 31 октября 1937 года. После службы в церкви на улице Франсуа-Жерар (Волконский был католик восточного обряда) я вышла на улицу. Цветаева стояла на тротуаре одна и смотрела на нас полными слез глазами, постаревшая, почти седая, простоволосая, сложив руки у груди..."
Аркадий Мурашев//Русское зарубежье. Великие соотечественники: 100 судеб русской эмиграции ХХ и ХХI веках// (Коллектив авторов). – Москва: Яуза-каталог, 2022. – 640 с.: ил.