ЕЩЁ РАЗ О ВОЙНЕ
Когда я думаю о Великой Отечественной войне, то невольно вспоминаю строки из стихотворения Е. Долматовского «Сирень»: «А я вот не был на войне, пришлось потом родиться …». Так и я родилась через 7 лет после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Мой отец был самым младшим ребенком в большой многодетной семье и по возрасту не подлежал призыву. Я знала только двоих его братьев, которые воевали на фронте: Тишенкова Ивана Фроловича, 1909 года рождения и Тишенкова Александра Фроловича, 1914 года рождения.
Тишенков Александр Фролович прошел две войны: финскую 1939 года и Великую Отечественную войны. В Отечественной служил в 7 артиллерийском полку, 12 стрелковой дивизии командиром орудия. Ранен в бою под городом Кировоград 6 декабря 1943 года, в левый плечевой сустав и в голову, потерял левый глаз и демобилизован в звании старшего сержанта. Награжден «Орденом Славы » III степени.
Иван Фролович Тишенков воевал в 107 гвардейской стрелковой дивизии и награжден 2 медалями: «За боевые заслуги» и « За победу над Германией в войне 1941-1945гг.»
Мои родители родились в одном небольшом селе Мачказёрово Мордовской АССР, и каждый отпуск мы ездили к ним на родину, где и проживали после войны братья отца.
Вечерами после тяжелого рабочего дня, немногочисленные сельские мужики собирались на посиделки в доме Александра Фроловича, много рассуждали о политике и никогда не вспоминали о войне, по- видимому, старались забыть весь ужас фронтовых лет.
Война – это страшное слово. По статистике во время Великой Отечественной войны было мобилизовано 39 миллионов человек, наверное, не было семьи, которую в той или иной мере не затронула война.
Мой отец в 1941 году был 13- летним подростком. На войну не попал, хотя в 1944 году парней его возраста уже вызывали на военные сборы. Если бы война не окончилась, то по исполнению 18 лет тоже пошел бы воевать.

Но как же тяжело было в селе, где не осталось мужчин. На полях и на фермах работали женщины и подростки. Отец трудился на лобогрейке (самая простая жнейка). Работа была тяжелая, требующая физической силы и выносливости. Работал и в уборочную, и в посевную. Женщины и девушки старались попасть в бригаду, в которой работал отец, так как идти за лобогрейкой легче, чем жать вручную. А ещё он был крупным крепким парнем, работал быстро, значит за ним, собирая снопы, можно заработать больше трудодней. Осенью и весной школу посещал нерегулярно, потому что в марте посевные работы начинаются, а в ноябре заканчивается уборка урожая. И все-таки после окончания школы поехал поступать в военное училище в Казань. Первые годы учиться в училище было очень тяжело, так как «пробелов» накопилось много, систематических знаний не хватало. Вспоминая школьные годы, сетовал, что в селе не хватало учителей, поэтому некоторые предметы преподавались непрофильными специалистами. Труднее всего давалась физика и пришедшая ей на смену наука, называвшаяся электротехникой. В своем селе он даже слова такого не слышал, долго получал «неуды», лишался дополнительного пайка и увольнений, но, в конце концов, одолел эту науку и сдал экзамен на «отлично».
Уже будучи молодым офицером, отец с большим интересом расспрашивал своего старшего брата, Александра Фроловича, приехавшего к нему в гости, о войне, но тот всегда отмалчивался. Только однажды Александр Фролович, проговорил о страхе, который испытывал перед атакой, «когда впереди смерть, и сзади смерть». Я была маленькая, оказалась случайной слушательницей. Не всё поняла из услышанного, но кое-что осталось в памяти на всю жизнь. Спустя много времени, стали открыто говорить про заградотряды Великой Отечественной. Было много споров: одни признавали существование заградительных отрядов, а другие доказывали обратное. Вот тогда я вспомнила разговор на кухне, поняла, о чем рассказывал Александр Фролович. Тогда же я узнала, что на классные часы в школы к детям пехотинцы редко приходили. Те, кто «пол-Европы по -пластунски пропахал» мог не сдержать слез при воспоминаниях о пережитом.

В семье моей мамы на фронте воевали её отец, Козлов Яков Иванович, 1903 года рождения. Был призван в армию 2 марта 1942 года в отдельный стрелковый батальон Ленинградского фронта. Её старший брат, Козлов Вадим (Владимир) Иванович, 1923 года рождения, служил в 178 стрелковой дивизии и погиб 19 июля 1943 года под Сталинградом.
Яков Иванович, дедушка Яша только однажды рассказал, как во время авиационного налета, молодые, 18-летние, не обстрелянные бойцы, ища защиту, старались прижаться к нему, более опытному. Он объяснял им, что нужно разбегаться врассыпную, так фашистам труднее попасть. Но новобранцы такого количества самолетов до войны не видели никогда, поэтому даже не понимали, как правильно себя вести. Боевой опыт пришел позже. В наше время об этом много писали книг и снимали фильмов.
Дедушка Яша вообще был не многословен, никогда даже не рассказывал, как и где был ранен. Через много лет мы узнали о его тяжелом ранении, которое получил в конце марта 1943 года на Ленинградском фронте, а в августе 1944 года он выбыл в запас, и оставшуюся жизнь занимался охраной леса, был уважаемым лесником.
Сейчас я, как многие люди нашего поколения жалею, что так мало запомнила, вовремя не записала воспоминаний фронтовиков, ветеранов. Мы жили в мире. В твердой уверенности, что война не повторится.
С портретами Тишенкова А.Ф., Тишенкова И.Ф, Козлова Я.И., Козлова В.Я. мои дети и внуки 9 мая ходят в рядах Бессмертного полка.
9 мая 2025 года наши ГЕРОИ ПОБЕДЫ встретят 80 –летнюю Победу нашего народа над фашистской Германией вместе с нами