ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ОЛЬГИ ШОЛОХОВОЙ

Женщин-лётчиц и в нашей стране, и в мире не так уж много. Тем более приятно, что одна из таких отважных женщин - наша землячка, гвардии майор Ольга Митрофановна Шолохова.

Родилась Оля Шолохова 11 июля 1915 года в многодетной семье Митрофана Михайловича и Елизаветы Васильевны Шолоховых, живших в одноэтажном доме под раскидистыми серебристыми тополями по ул. Базарной (ныне Юбилейной), в доме № 41. Это была дружная семья, в которой родители учили своих девятерых дочерей помогать людям, быть опорой друг другу и родственникам, поддерживать их добрым словом и делом. Благодаря такому воспитанию Оля выросла отзывчивой, доброжелательной, но вместе с тем обладающей сильным духом и твёрдым характером.

Окончив семилетку, она поступает в ремесленное училище, которое успешно оканчивает механиком по железнодорожной автоматике 4 разряда. Одновременно Ольга училась в аэроклубе, прыгала с парашютом и, откликнувшись на призыв своей Родины: «Женщина-пролетарка, овладевай авиационной техникой, иди в школы, техникумы, ВТУЗы гражданского воздушного флота!», - в 1933 году поступает в Балашовскую 3 объединённую школу пилотов и авиамехаников Гражданского воздушного флота. Оля была зачислена в авиаэскадрилью Гусева, где кроме неё было еще 20 девушек. Окончив школу в 1935 году только на «хорошо» и «отлично», Оля стала пилотом 4 класса.

Свою трудовую деятельность она начала в Азово-Черноморском управлении, работая в сельхозавиации, затем на Краснодарской местной пассажирской авиалинии. А потом начались её дальние пассажирские авиарейсы: Ростов - Москва, Ростов - Баку, Ростов - Саратов. За короткое время пилот Шолохова зарекомендовала себя не только профессионалом, но и человеком деятельным, добрым, отзывчивым, за что её избрали депутатом Пролетарского районного совета и городского совета трудящихся Ростова-на-Дону.

В те предвоенные годы Ольге Митрофановне довелось познакомиться с писателем Михаилом Александровичем Шолоховым, которого она несколько раз возила на своём самолёте из станицы Вёшенской в Ростов на сессию областного совета депутатов трудящихся.

О начале Великой Отечественной войны Ольга Митрофановна узнала, будучи на курсах высшей лётной подготовки в г. Минеральные Воды, где она стала пилотом 2 класса. И в это трудное для страны время у неё и мысли не возникало, чтобы оставить или изменить профессию.

По ходатайству прославленной лётчицы Марины Расковой в первые месяцы войны были созданы три женских авиационных полка, в один из которых, 587-ой строго засекреченный дневной женский авиационный полк, в декабре 1941 года Ольга Митрофановна была зачислена пилотом (этот полк впоследствии станет 125 женским Гвардейским Борисовским орденов Суворова и Кутузова авиационным бомбардировочным полком имени Героя Советского Союза М.М. Расковой).

«С огромным нетерпением ждала я того дня, когда поведу свой боевой самолет на врага и беспощадно буду бить фашистов», - вспоминала Ольга Митрофановна.

 

TASS 3523155 d 850

Некоторое время 587 полк летал на лёгких одномоторных самолетах СУ-2, на которых доставлялись грузы партизанам, вывозились из прифронтовой полосы раненые. Вскоре эти самолеты заменили на пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Прозванные «пешками», эти дневные трёхместные двухмоторные тяжёлые пикирующие бомбардировщики были одними из лучших самолётов на тот период времени по скорости, боевому применению, имели большой запас прочности, допускали 10-кратные перегрузки и могли выполнять фигуры высшего пилотажа.

Пилотов Пе-2 называли «смертниками» и «трижды лётчиками», потому что эти самолёты были сложными в управлении, требовали повышенного внимания, умения, быстрой реакции лётчиков, поэтому служить на них брали только лётчиков, имевших специальное лётное образование, опыт лётной работы и не менее 1 000 часов налета.

Служить женщинам на таких самолётах было нелегко, нужна была большая физическая сила, так как даже штурвал при взлёте приходилось отжимать и пилоту, и штурману, а при пикировании для бомбометания под углом в 70 градусов на скорости в 650 км/час лётчицы испытывали колоссальные перегрузки, которые едва выдерживали.

Как вспоминала Ольга Митрофановна: «Это была очень сложная машина для того времени. Нужны были не только умение, но и физическая сила. Да ещё любовь к машине. Да, да, не удивляйтесь - любовь. Тогда это грозное оружие становится безотказным и послушным».

 

Продолжение следует.

#лучшедома