ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ОЛЬГИ ШОЛОХОВОЙ

Продолжение.

Кабина Пе-2 была негерметична, поэтому при полёте на большой высоте (до 8800 метров) в ней было холодно настолько, что лётчицы даже в летнее время летали в тёплых комбинезонах. Во время полёта ошибаться было нельзя: самолёт, нагруженный бомбами, должен маневрировать среди разрывающихся вокруг зенитных снарядов, увёртываться от обстреливающих истребителей противника, выдерживать дистанцию, так как рядом летят ещё 8 самолётов твоей эскадрильи, а рядом ещё другие эскадрильи твоего полка, да ещё ударные волны.

Самолёт Пе-2 был оборудован 2 пулемётами и 2 пушками, поэтому все члены экипажа (пилот, штурман, стрелок-радист) могли вести прицельный огонь по врагу.

 Для женских авиаполков никаких снисхождений не делалось. Прифронтовые аэродромы, на которых базировался 587 женский авиаполк, представляли собой хорошо укатанные поля крестьянских хозяйств с короткой взлётной полосой. Если рядом с аэродромом находился населённый пункт, то квартировали в домах местных жителей. Если таковой возможности не было, женщины-лётчицы жили в землянках, которые в метель полностью засыпало снегом, спали на деревянных двухъярусных нарах, зимой умывались растопленным снегом.

Большим испытанием для девушек были ужасы войны и фронтовой быт, и для облегчения своих переживаний они в редкие часы досуга занимались  вышиванием. В послевоенные годы такие фронтовые вышивки, сделанные руками Ольги Митрофановны, в рамочках висели на стенах старого борисоглебского дома Шолоховых.

Летом 1942 года командир 587 авиаполка Герой Советского Союза М.М. Раскова с О.М. Шолоховой на самолёте УТ-2 летали в Москву получать новый бомбардировщик Пе-2. Их путь в оба конца пролегал через Борисоглебск, на аэродроме которого они и приземлялись для дозаправки и отдыха. М.М. Раскова осмотрела достопримечательности города, познакомилась с родителями и сестрами Ольги Шолоховой, переночевала в их гостеприимном доме.  

С достоинством превозмогая все невзгоды военного времени, О.М. Шолохова совершила 65 успешных боевых вылетов. Свои первые бомбовые удары О.М. Шолохова вместе со своим полком нанесла по войскам фашистов в районе Сталинградского тракторного завода, уничтожая танки, автомашины и артиллерийские орудия; и у станицы Тацинской, бомбя точным попаданием железнодорожные вагоны, продовольственные склады, авиазаправщики, самолёты на аэродромах противника. Благодаря слаженным действиям наших наземных войск и авиации, армия Паулюса осталась голодной, раздетой и была обречена, а Ольга Митрофановна, в числе других своих однополчан, была награждена медалью «За оборону Сталинграда».

Вскоре Ольгу назначили команди­ром звена, ещё через некоторое время – заместителем командира 1 эскадрильи. «По характеру Ольга Митрофановна была спокойная, выдержанная, скромная и доброжелательная. Она была очень дисциплинированная и требовательная к себе и справедливо требовательная к подчинённым. Эти качества она старалась привить и нам - своим подчинённым. Какие бы ни были сложные условия полёта, она очень грамотно и умело выходила победителем со своим подразделением. В воздухе Ольга Митрофановна действовала смело и хладнокровно. Острая наблюдательность и точный расчёт помогали ей выводить самолёт из плотного зенитного огня противника и метко бомбить цель», - так вспоминала об Ольге Митрофановне её сослуживица В.В. Булычева.

 

Копия 2 img149

В составе 4 воздушной армии полк бомбил мощную оборонительную линию гитлеровцев на Таманском полуострове. Утром 2 июня 1943 года по тревоге в небо было поднято 27 бомбардировщиков. Замыкала колонну девятка бомбардировщиков Пе-2 первой эскадрильи 587 авиаполка, которая получила задание бомбить скопления вражеских войск в районе краснодарской станицы Крымской. Но бомбардировщики Пе-2, имевшие оборудование для точечного бомбометания только в дневное время и в ясную погоду, встретили на своём пути густые облака и, прижатые к самой их кромке, были потеряны сопровождавшими их советскими истребителями. Оставшись без прикрытия, колонна попала в ураганный обстрел вражеских зениток и «Мессершмиттов». При приближении к цели четыре самолёта колонны получили повреждения, и командование было передано заместителю командира эскадрильи О.М. Шолоховой. У самой цели первую эскадрилью атаковали восемь фашистских истребителей, старавшихся разъединить строй наших бомбардировщиков, чтобы расстрелять их поодиночке, и Шолохова О.М. приказала своей эскадрилье сомкнуть ряды. «Мессершмитты» подлетали к Пе-2 так близко, что можно было разглядеть лица фашистских асов. Бомбардировщики Пе-2 были сконструированы и как истребители, поэтому могли вести самостоятельный бой в воздухе, и Ольга Шолохова бросила свой самолёт на врага. Отстреливаясь, самолёт Шолоховой подлетел к цели, но в этот момент был подбит правый мотор её самолёта, и она почувствовала резкую боль в затылке и верхней челюсти, а за воротник её комбинезона потекла кровь. Но, несмотря на ранение и неисправности самолёта, боевое задание экипажем Шолоховой было выполнено с честью: бомбы легли точно в цель. Раненая Ольга Митрофановна на одном моторе с трудом дотянула свой самолёт до линии фронта, где сумела удачно совершить вынужденную посадку в поле. Собрав последние силы, она вытащила из кабины самолёта раненого стрелка-радиста Степана Цидрикова, а её штурман Волкова смогла выбраться из бомбардировщика самостоятельно. Самолёт Пе-2 обнаружила проезжавшая мимо военная машина и доставила весь экипаж в госпиталь.

Этот воздушный бой девятки советских бомбардировщиков с восемью фашистскими истребителями вошЁл в историю советской авиации как образец отваги советских женщин-лётчиц и выбора ими единственно правильного решения. Благодаря своему мастерству, пилот Шолохова не только предотвратила разрушение самолёта, но и сохранила жизни членов своего экипажа.

В свой полк после долгого лечения О.М. Шолохова возвратилась только через год, в 1944 году, и уже в июне получила задание бомбить мосты и переправы через реку Березину и её притоки, около которых на дорогах скопились вражеская военная техника и войска группы армий «Центр», не сумевшие пробраться в Москву и пытавшиеся отступить на запад за реку Березину. Подлетев на Пе-2 у города Борисова на большой высоте к цели, Шолохова в страшном пожарище боевых действий, в пелене плотного дыма увидела тонкую ниточку моста и, произведя точный расчет в сложных условиях, под обстрелом зениток умело подвела самолёт к цели и сбросила бомбы точно на мост, что подтвердила аэрофотосъёмка. Вспоминая этот бой, Ольга Митрофановна рассказывала: «В полку все поздравляли. А там, внизу, в наземных войсках, вероятно, и не подозревали, чьими руками с первого захода в клочья разнесён мост, так необходимый врагу». 10 июля 1944 г. Приказом Верховного Главнокомандующего 125 (587) женскому гвардейскому авиаполку пикирующих бомбардировщиков имени Марины Расковой было присвоено наименование Борисовский.

cFK11YckbKo

Продолжение следует.

#лучшедома