ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ
«ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-ЗЕМЛЯКОВ»
Продолжение.
Жанр пейзажа был также любим Куприным А.В.: к нему он обращался и в годы ученичества, и будучи взрослым художником.
С детства А.В. Куприна окружала природа средней полосы России, и, по признанию самого художника, именно воспоминания раннего детства стали основой его художественного видения: «Все кругом как бы улыбалось мне. Я помню пышные пионы, гордость моей матери, розы, декоративные кустарники, гудящих шмелей, барахтающихся внутри лилий и петуний, бабочек, собирающих своими тонкими, спирально изогнутыми хоботками сладкий сок душистых цветов, задорное чириканье воробьев, гнездившихся под карнизами наших окон, наконец, особый звук, когда бондари, наши соседи, набивали обручи на новые кадки и бочки...».
Крымские пейзажи покорили художника необычной, сказочной гармонией и оказались созвучными характеру и интересам Куприна.
Он не только писал, но и изучал разные состояния природы. Наблюдая за морем, заметил: «Цвет моря слагается из двух основных факторов - цвета морской воды и бликов на ее поверхности. Чем толще слой воды, тем интенсивнее аквамариновый цвет ее».
Он досконально знал историю Крыма и передавал ее в пейзаже. Художник сокрушался, видя, как постепенно разрушаются и уходят в небытие старые архитектурные постройки: кладбищенские камни с замысловатыми арабскими надписями, мечети и минареты. «Нельзя писать места, не зная его истории,- любил повторять Александр Васильевич.- Архитектура народа рождается из природы. Она дает его исторический и национальный адрес. Это своеобразная летопись в камне…».
В 30-е годы советские пейзажисты, вдохновленные грандиозными преобразованиями, происходящими в стране, стали активно разрабатывать новую область этого жанра - индустриальный пейзаж.
А.В. Куприн также отправляется на крупнейшие стройки, стремясь не только запечатлеть героев первых пятилеток, их трудовой энтузиазм, но и постараться передать гармонию природы и человека, вопросы органического слияния промышленных гигантов, созданных руками человека, с природным ландшафтом. Он создает пейзажи металлургического Днепропетровска, угольного Донбасса, нефтяного Баку.
Источники:
https://lermontovgallery.ru/