ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

 

(Сборник материалов, посвященных театральной жизни Борисоглебска с конца ХIХ века по сегодняшний день).

Продолжение.

40-Е ГОДЫ ХХ В.

ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ.

Культурность в театре должна быть во всем, начиная от оформления стен, лозунгов и плакатов, до оформления сцены, ее оснащения. Посмотрим на театр. Вот несколько беглых критических заметок. Начнем со входа. Рекламы написаны безвкусно, бледно и неинтересно, сама рекламная стойка облезла, топорщится рассохшейся фанерой. При входе в театр вас на лестнице вестибюля встречает группа завсегдатаев курильщиков-подростков, лестница заплевана и забросана окурками. Войдя в театр и раздевшись, вы решили перекурить. Не ходите в курилку, там вы задохнетесь в дыму, который покрывает собой это неприглядное место отчуждения. Направляетесь в буфет, но, подойдя к дверям верхнего фойе, невольно останавливаетесь. Слух поражает какое-то хрипение, треск и шум. Сейчас зазвучат мелодии танго, фокстротов — давно избитые и справедливо забытые. И в самом деле, хрипя и захлебываясь, извергаются «ско­вородно – шипящие» звуки танца, что кокетливо называется танго «Дождь идет». И действительно, настроение подмочено изрядно. Вас добивают «Осенью», а чтобы совершенно убить, терзают «Рио-ритой».

С надеждой, не покидающей вас, идете в зрительный зал. Садитесь на балконе на боковые ряды, но тут начинают тревожить гвозди в стуле. Ничего, привыкайте, только осторожно, когда будете уходить, иначе вашим брюкам грозит непочинимая прореха. Погашен свет. В ожидании минут с высоты осматриваете партер. Он заполнен только на одну пятую часть. Зрители сидят в пальто и головных уборах. В чем дело? Театр плохо отапливается.

Занавес открыт. Вы удивленно смотрите на сцену. Разве сегодня «Эмилия Галотти»? Ведь в афише сказано, что идет «Стакан воды». Вслушиваясь в текст, вы, наконец, понимаете, что вас в заблуждение вводит декорация, обстановка сцены и первые мизансцены. Так поразительно схоже начало двух спектаклей!БИХМ 2265 2. Программа Борисоглебского колхозно совхозного театра им.Чернышевского

Поговорим о постановке. Костюмы, парики, мебель — все это в стиле спектакля. Но вот актеры остаются верны самим себе. Движение на сцене - это не просто приход и уход, перемена места. Каждое движение, шаг, поворот несет смысловую нагрузку — оно как текст, как мимика и интонация в слове является частью того образа, который творит актер. Короче говоря — в каждом переходе должна быть внутренняя необходимость. Что же получается в нашем театре? Массовые сцены — это просто толчея, неразбериха, где каждый делает, что ему заблагорассудится.

Театр не ведет работы со зрителем до спектакля, до того, как он попадет в зрительный зал. Нет соответствующих выставок и витрин, говорящих об эпохе, авторе, идее спектакля. Выставленные макеты интересны только для режиссера.

Отсутствие уюта и чистоты, грязь, пыль, паутина, немытые полы, мебель с угрожающе торчащими гвоздями, холод непростительны в стенах театра. Вся эта окружающая обстановка мешает зрителю культурно отдохнуть, а поэтому понятно, почему зрители уходят, так и не «допив» до конца «Стакан воды».

А. Козлов, директор Дома пионеров.(БП – 41)

НАША РАБОТА.

Сегодня на конференции зрителей театр будет подводить итоги своей работы за 1940 год, отчитываться перед общественностью города — в какой мере он удовлетворил своими постановками зрителя.

За прошедшие 10 производственных месяцев в самом Борисоглебске театр показал 20 пьес. Это совершенно исключительная, напряженная творческая работа коллектива.

Что же из себя представляет репертуар 1940 г.? Советская тематика составила 33 проц. Это, бесспорно мало, хотелось бы большего. Русская классика была представлена Островским, Писемским и Л. Толстым. Наш театр оказался единственным в области, который поставил прекрасную, давно забытую пьесу «Горькая судьбина» Писемского, и отметил 30-летие со дня смерти Л.Н. Толстого постановкой его пьесы «Власть тьмы». Довольно разнообразно была дана иностранная классика. Зритель был познакомлен с Мольером («Плутни Скапена») и с Шиллером («Мария Стюарт», «Коварство и любовь»), Гольдони («Хозяйка гостиницы») и Лессингом («Эмиллия Галотти»).

На прошлой конференции зрителей, в мае 1940 года, достаточно была оценена постановка «Мария Стюарт». Эта постановка еще больше подняла авторитет театра, показала его творческие возможности поднимать пьесы большого полотна.

Но нельзя умолчать о тех творческих срывах, которые имели место в нашей работе. В свое время, еще на предыдущей конференции зрителей, беспощадной критике была подвергнута постановка «Падь Серебряная». И подвергнута совершенно правильно. Однако вслед за этим театр постигли еще три неудачи с пьесами «Коварство и любовь», «Лиза Огонькова» и «Бесприданница». Все это послужило серьезным уроком, предостережением на будущее.

Что ждет театр от конференции зрителей? Театр не может быть без зрителя, не может быть оторванным от него, не прислушиваться к его голосу, не считаться с растущими запросами.

Творческий коллектив с большим нетерпением ждет голоса нашего зрителя, его оценки нашей прошлой работы, мнения об отдельных постанов­ках, исполнителях и о том, что же хотелось видеть в 1941 году на сцене театра.

А. Юрьин,

директор театра.

(БП – 41)

Продолжение следует...