ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

 

(Сборник материалов, посвященных театральной жизни Борисоглебска с конца ХIХ века по сегодняшний день).

Продолжение.

 

ТРЕТЬЯ ПАТЕТИЧЕСКАЯ.

В городе запестрели афиши. Борисоглебцы останавливались, читая их. Приятно радовало, что театр имени Н.Г. Чернышевского подготовил спектакль по пьесе драматурга Н. Погодина «Третья патетическая».

Не сцене нашего театра это не первый спектакль, где воссоздается образ Ленина. В свое время с большим успехом прошли «Кремлевские куранты». Если для первой пьесы трилогии «Человек с ружьем» главной была тема Ленин и народ, а для второй — «Кремлевские куранты» — тема Ленин и интеллигенция, то для «Третьей патетической» такой генеральной темой становится тема Ленин и партия, а центральным образом — образ Владимира Ильича Ленина.

Раскрыть образ Ленина — показать его великим и простым — доверено И.С. Бабенко, заслуженному деятелю искусств Марийской АССР, главному режиссеру и постановщику этого спектакля. Задача очень тру­дная. Нужно было не только показать внешнее сходство, заставить зрителя поверить, но и раскрыть внутреннее содержание. И надо отдать должное актеру: образ Ленина в спектакле есть. А это главное.

Наша первая встреча с Ильичом происходит во втором действии. Вот-вот он должен появиться, к его приходу готовятся, его ждут. И в зрительном зале стоит ожидающая тишина. Вот где-то за сценой послышался шум, потом влетают взволнованные люди, общее ликование, крики «ура». Ленин приехал на завод. Да еще не один, а с Марией Ильиничной. И мы аплодируем и радуемся, что артист нас «не подвел»: характерные ленинские черты, жесты. Почти на протяжении всей этой сцены Ленин говорит, смеясь, с удовольствием, не теряя прекрасного настроения. Он счастлив от того, что ему довелось побывать на заводе, среди замечательных людей. А вот еще сцена. К Ленину приходит Ирина, приходит просить за брата, совершившего преступление. Чекисту Дятлову она бросает многозначительные слова: «До Ленина дойду, он добрее вас, вы фанатики, а он добрый». А Ленин... сурово и серьезно говорит о преступлении брата Ирины – Валерика, о взятке, о том, что он, Ленин, не может, не умеет, не должен быть заступником в таких делах. В невероятном хаосе ломки общественных отношений, в бездне противоречий Ленин видит людей завтрашнего дня, которыми можно гордиться. Он верит, бесконечно верит в рабочего паренька Прошку, как в миллионы других, таких же рабочих: будет Прошка управлять государством. И за все это мы благодарны и признательны исполнителю.029 третья патети ИС

В «Третьей патетической» показаны многие стороны советской жизни 20-х годов. Все человеческие судьбы и отношения — твердость и алмазная чистота одних, колебания других, измены третьих, заводские будни и гвоздилинское «прощупывание» людей революции, завихрение художника Кумакина и рассуждения Ирины о доброте и фанатизме — все в пьесе ос­вещено резким светом великой трагедии: Ильич болен, может случиться самое тяжелое.

В спектакле более двадцати действующих лиц плюс еще статисты. И, к сожалению, надо отметить, что не все актеры глубоко раскрыли свои образы, показали своих героев такими, какими бы их хотелось видеть. Убедителен образ Гвоздилина (арт. И.В. Гринько). Перед нами умный и опасный классовый враг, который выжидает, когда пройдет первый революционный порыв, настанут будни, да еще без Ленина. Устоят ли «товарищи», ныне так пьяно отвергающие старый мир? Не покорятся ли они золотому тельцу, как покорился Валерик?

Колоритна фигура художника Кумакина (арт. В.П. Гальцев) правильно трактует роль Ирины Александровны В.А. Ильина. Все в ней просто, ин­теллигентно, душевно, без ненужных жестов, без надсадного крика. Чего, к сожалению, не скажешь о Валерике. По-нашему, арт. Лашицкий, исполняющий его роль, слишком уж переигрывает. Много крика, много хождений.

Довольно образно подает, свою героиню Настю арт. М.И. Кучерская. Приободренная нэпом, она ведет себя нагло, наступательно. Это ей бы хотелось увековечить мещанские представления и нормы жизни, увековечить все то, что веками мешало развитию в человеке истинной человечности.

Второй раз в этом сезоне мы видим на нашей сцене заслуженного артиста Коми АССР В.С. Юрлова. Его игра оставляет хорошее впечатление.030

Спектакль сопровождается музыкой. Восьмая соната Бетховена, исполняемая на фортепьяно А.М. Подвойской, способствует более глубокому пониманию событий, происходящих на сцене.

Обычно в конце рецензии пишется об оформлении спектакля. Не нарушим этой традиции и мы. Есть в работе художника М.Д. Федорова удачные находки, но хотелось бы видеть оформление более четким.

А. Денисова.(СК – 66)

Продолжение следует...