ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

(Сборник материалов, посвященных театральной жизни Борисоглебска с конца ХIХ века по сегодняшний день).

Продолжение.

 

ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ.

 

Работа, с которой выступил коллектив Борисоглебского дра­матического театра, — новый спектакль «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» — не просто интересна. Это своеобразная страница, отражающая тесные дружеские связи нашего города с Чехословакией. Творчество Ярослава Гашека знают и любят в нашей стране. «Бравый солдат Швейк» дружен с кинематографом, обошел сцены многих театров.

Режиссер театра Герман Васильевич Севастьянов смело и оригинально решил инсценировку ленинградцев Б. Рацера и В. Константинова «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа». В спектакле это звучит как народ против насилия буржуазной государственной машины.

Удачно сыграл роль Швейка артист Г.И. Ткачев. Главный герой в его исполнении — это и есть простой народ, несущий на своих плечах разваливающуюся «лоскутную» империю. В спектакле постоянно звучит тема непобедимости народа и на войне, и в сложных условиях мира в этой им­перии, где каждый второй — сыщик. Юмор, доведенный до сарказма, — единственный шанс выжить. И шанс этот Швейк широко использует. Где надо – простачок, а где – хитрый умник.

Для верного решения этого образа режиссер театра умело использует символику, вплетая в ткань спектакля интерьер, делая его одним из главных героев.

На сцене — тюремные решетки, воспринимаемые как оковы, сдавливающие все прогрессивное. В центре — помост, похожий на лобное место. Все нужные акценты режиссер делает именно там, умело используя освещение.

Артист Ткачев тонко и умело показал зрителю и покорность народа, и его способность к протесту. Шагая по ночной Праге, Швейк видит падших женщин, воров, бандитов. На лице его одно удивление — как изменить все это, он не знает. Но Швейк, как и положено народной стихии, находит выход. Он свистит, и вся хлябь исчезает.

Для Швейка все господа на одно лицо. Важно учесть их пороки. И опять на помощь приходит режиссура. Артист Альберт Ерошенко занят в семи различных ролях, олицетворяющих государственную машину империи. Это яркие, выпуклые образы. Артист талантливо перевоплощается на глазах у публики, демонстрируя зрителю разнохарактерных героев. Очень выразителен получился в спектакле пан Паливец (артист М.А. Луговской). Роль эпизодическая, но сыграна эмоционально, верно, талантливо.

В массовых сценах привлекает внимание игра артистов Э. Горовенко и В. Чугиной, которая пластична, изящна в хореографии, темпераментна в своих коротких ролях.38 СК 82

Отдельно хотелось бы сказать о работе Е. Макурина. Образ священнослужителя достаточно сложен. Это пьяный, неумный, слабый человечишко. «Я — свинья», — как он сам себя характеризует. Но в то же время ему должно быть присуще чувство хотя бы внутреннего превосходства, а вот это-то актер и не сумел передать. Господин фельдкурат в интерпрета­ции Макурина больше смахивает на гоголевского подгулявшего дьякона.

Не все массовые сцены можно считать удачными. Так, сцена ночной Праги оставляет впечатление какой-то незаконченности.

Но в целом спектакль удался. Закончена часть работы над сложным произведением. Небольшие шероховатости отшлифуются в дальнейшем.

До сих пор роман Я. Гашека в современном литературном мире вызывает множество споров и противоречивых оценок. Выступая в защиту Швейка, Эгон Эрвин Киш сказал: «Смейтесь, читая «Швейка», но не забывайте при этом думать». Слова писателя – коммуниста звучат и сей­час как предупреждение о бессмысленности и жестокости воины, мещанской благопристойности, имеющей разноликие формы и сегодня. Заключительным аккордом спектакля звучит страстный призыв к миру. Швейк вырастает до активного защитника всего человечества.

Постановка этого спектакля — большая творческая удача коллектива театра.

Л. Коротовских.

(СК – 82)

Продолжение следует...