ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

 

(Сборник материалов, посвященных театральной жизни Борисоглебска с конца  XIX века  по сегодняшний день).

Продолжение.

НУЖЕН ЛИ ТЕАТР НА «ЗАДВОРКАХ»?

Обзор читательской почты.

Опубликовав статью Э. Гинделеева «Нужен театр на «задворках»?», мы не подозревали, что получит такой широкий резонанс, затронув все слои и возрасты борисоглебцев. Сначала шли отклики на статью. Затем потекли отклики на отклики и поддержку одной позиции и против другой. Полемика на страницах газеты несколько затянулась.

Несмотря на большое количество аргументов, приводимых в защиту или против той или иной позиции, редакционная почта высветила две точки зрений: сохранить и закрыть. Интересно, что мнения о ненужности театра на данном этапе развития города высказываются людьми молодыми, особо не отягощенными жизненным опытом и не избалованными хорошей игрой на сцене.

Почта старшего поколения наших читателей изобилует теплыми воспоминаниями пятидесяти-, сорока- и тридцатилетней давности. Живые свидетели тех лет рассказывают о той радости, которой являлось посе­щение театра, что значил театр для города, а для театра — Искрин, Невелин, Торкачевский, Мещерякова. И в каждом письме — требование вернуть то время, когда в театр невозможно было купить билет.

Более эмоциональны в своих высказываниях молодые авторы. Кроме уже упомянутых непривычных и неожиданных точек зрения, молодые люди пытаются осмыслить происходящее, исходя из реалий сегодняшнего дня. Их письма, и это особенно важно, полны желания через ос­мысление найти единственный правильный путь возрождения театра.

Но это те общие выводы, к которым приходишь, читая редакционную почту. Вернемся, однако, к письмам.

Как и раньше, наряду с откликами в защиту театра пришли письма, подписанные Р. Ивановой, Л. Кувшиновой и О. Осиповой, в которых высказывается мнение о нецелесообразности защиты театра. Самым веским аргументом, который авторы приводят в подтверждение своей позиции, они считают тот факт, что широкое развитие телевидения дает сегодня возможность познакомиться с творчеством ведущих театров страны и мира. А сравнение увиденного по телевидению с увиденным на сцене театра, считают они, далеко не в пользу последнего.

Все же развитие мировой культуры подсказывает необходимость развития драматического искусства даже в небольшом городе. Так, практически в каждом городишке Франции есть драматический театр, а настоящей гордостью провинциальных городов музыкальной Италии являются оперные театры.040 Фото 8

Кстати, пришло много откликов на письмо Белоусова «Участь старого паровоза». Например, жительница города В.А. Лаврова усмотрела в позиции автора некую бездуховность, о чем она говорит так: «Видно, что т. Белоусов не испытал в жизни радости посещения театра и смотрит на него просто как на источник дохода».

Не устраивает позиция Белоусова и С.П. Ширинкину, считающую, что в то время, когда началось восстановление культовых сооружений, закрывать театр просто нелогично. Восстанавливая разрушенное, нельзя разрушать сохранившееся.

«В корне нельзя согласиться с мнением, что с театром нужно расстаться, как с паровозом. Ведь с паровозом не расстались, его усовершенствовали», — читаем в письме П. Сиращенко. Лучше не скажешь.

Ему вторит Н.П. Киселев, который отметил, что, осознавая большое количество трудностей, возникших сегодня, необходимо думать не о закрытии театра, а о поиске новых форм работы: открытии молодежных театров-студий, подготовке молодой смены, создания большого числа драматических кружков и клубов любителей театра под руководством специалистов, работе со зрителем. То есть речь идет об умном «усовершенствовании» деятельности театра. На что также ориентирует ветеран труда П.Д. Белов.

А путей для этого предостаточно, о чем говорит даже опыт нашего же театра. Ведь было время, когда, работая в тесном контакте с постами коммунистического воспитания, находили и средства, и транспорт для организации коллективных поездок в те­атр. Только не ленись.

«Может быть, уместно вспомнить о театре им. Луначарского в г. Тамбове, — пишут в своем письме В. Вереникина и Л. Андреева. — На наших глазах он возродился, стал интересным. Был он малопосещаемым. Больно было смотреть на несколько едва заполненных рядов в зри­тельном зале, и вот труппа пополняется молодыми актерами. Поставлены новые спектакли, в частности, о проблемах молодежи. Организуется обсуждение спектаклей после их просмотра. И все изменилось. Запомнилось живое общение с актерами, режиссером, художником при заполненном заинтересованным зрителем зале».

Это письмо еще раз доказывает схожесть судьбы театра имени Чернышевского с творческими судьбами театров страны. И скорейший выход коллектива из трудного положения, в которое он попал по ряду причин, зависит прежде всего от администрации, самого коллектива. Чем экстреннее и радикальнее будут принятые меры, тем быстрее будет преодолена полоса трудностей. Но при условии обязательного оказания необходимой помощи со стороны советских и хозяйственных органов.

Интересна позиция режиссера театра С. Кунаева. Он пишет: «Конечно, артисты, музыканты не накормят город, но не забывайте слова Достоевского: «Красота спасет мир». Да, красота спасет, если, конечно, спасется сама. Если мы захотим и научимся ценить не всегда привычное и не совсем понятное. Если сделаем правильные выводы из печального опыта «разрушения до основания», ведь «затем» может и не наступить».

Да, ни один народ отсутствие культуры не сделало богаче и своеобразней.

Письма, пришедшие в редакцию от М. Соковиковой, А. Смелого,      Л. Немченко, А. Казаредова и группы жителей из восьми человек, несмотря на индивидуальность каждого из них, содержат в себе объединяющую все их мысль: театр должен существовать.

Очень интересно предложение, высказанное в письме А. Казаредовым. Он пишет: «Считаю, что необходимо выбрать из писем откликнувшихся на статью жителей все рациональное, что будет способствовать возрождению нашего театра, выработать программу мероприятий и внести ее на обсуждение борисоглебцев». Что ж, трудно не согласиться с доводами автора письма.

Предложений пришло много, есть предложения, основанные на анализе действительности, а есть и такие, которые опираются лишь на эмоции. Вот и должны компетентные лица провести необходимый ана­лиз, чтобы подготовить ряд действенных мер, способных в скорейшие сроки вывести театр из полосы неудач и трудностей.

Неожиданную точку зрения на проблему пустого зала высказала рабочая В.Н. Шеина. Приведу отрывок из ее умного, аргументированного письма: «Провинциальный зритель не столичный. Его в сто крат труднее раскачать. И здесь, чтобы поднять его с мягкого кресла, много надо по­потеть. А потеть надо. Искусство всю жизнь служило во имя очищения».

Несмотря на то, что комплектование труппы кадрами и решение хозяйственных задач — это компетенция коллектива театра, его благополучие во многом зависит от взаимоотношений, которые складываются между театром и городом. А посему все равно последнее слово останется за ответственными лицами, в чей компетенции находится решение вопросов, связанных с дальнейшей судьбой театра.

А. Водолазский.

(СК – 89)

Продолжение следует...