ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«СВЕТ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ»
Продолжение.
Для Петра Ивановича Шолохова особым миром была его большая семья, в которой почитались все родственники (прямые и по другим родовым линиям, близкие и не очень). Отец Петра Ивановича, Иван Александрович, торговал скобяным и шорным товаром, мать Прасковья Андреяновна вела дом, занималась детьми. Хотя и ей не была чужда предпринимательская жилка, которая помогла семье выжить, когда муж будет вынужден уехать на станцию Поворино на заработки.
К матери Прасковье Андреяновне было особое отношение: и любовь, и уважение, и благоговение.
Во время путешествия на родину матери в село Поворино Пётр наблюдал такую картину. «В церковной ограде, куда мы пришли, было пусто, будто нарочно вытоптано… Отыскав в одном углу еле заметный бугорок, Прасковья Андреяновна опустилась на колени и замерла. Я тоже, наблюдая за ней, присел на свой ящик с красками... Мне вспомнилось прежнее... Представился Троицын день, виденный мною здесь в юности. Была праздничная обстановка, в глазах пестрело от ярких сельских нарядов. Торжественный звон летел во все концы... Сейчас склонённая фигура матери со сбившимся от ветра платком возвратила меня к действительности. Прасковья Андреяновна поднялась с земли, вырастая тёмным силуэтом в скорбный образ Матери-Родины. Открыв альбом, я быстро зачертил схему нового эскиза... и видение исчезло... Мать вновь превратилась в маленькую, сухонькую старушку, ковылявшую навстречу».
Иногда в жизни Петра Ивановича случались «художественные запои», когда работалось почти круглые сутки без отдыха. Понимая, что творческим людям жалко тратить дорогое время на такие обыденные вещи, как приготовление еды, стирку и уборку, именно матушка Прасковья Андреяновна, наш бессменный критик, меценат и «болельщица», в эти дни обеспечивала наши тылы: ходила на рынок, готовила обеды, стирала.
И не случайно свои воспоминания П.И. Шолохов часто подписывал псевдонимом Прасковьин (по имени матери — Прасковьи Андреяновны).
Источник:
- Шолохов П.И. Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная война. – М.: ЮниВестМедиа, 2009. – 520 с.
***
На полотне «Дом матери» живописца, графика, писателя Петра Ивановича Шолохова мы видим старый Борисоглебск, с ветхими, покосившимися, но такими родными домишками, где прошло детство художника.
Поздний вечер, на фоне темного серого неба светится окно отчего дома. Мы не видим изображения матери, но понимаем, что понятия «родной дом» и «мама» для художника – это синонимы, что светящееся окошко в доме матери – это путеводная звезда, спасительный маяк в бурях житейских переживаний, что мамина забота – это олицетворение спокойствия, надежности, которым веет от родного дома. Мама, только она – самая надежная, верная, любящая, которая тебя ждет, несмотря ни на что.
Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом - это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, -
Это твой дом.
Куменко Е.
Продолжение следует...