ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЯ
"КОГДА НЕБО БЫЛО В ОГНЕ"
( К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПРОСЛАВЛЕННОГО ЛЕТЧИКА)
Афанасьев Владимир Ильич родился 24 апреля 1921 года в деревне Никандровка (ныне не существует), территория Борисоглебского района Воронежской области, в семье крестьянина. В 1938 году окончил 7 классов школы в Борисоглебске. В 1938 – 1939 годах работал слесарем на авиазаводе №18 в Воронеже. В 1939 году окончил Воронежский аэроклуб. В декабре 1939 года был призван в ряды Красной армии. Год спустя, окончив Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, до ноября 1941 года служил в ней летчиком – инструктором. С ноября 1941 года – летчик формирующегося из инструкторов школы 630-го истребительного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года. Был младшим лётчиком 630-го истребительного авиационного полка (Северо - Западный фронт), в феврале 1942 года - мае 1945 года - командиром звена, заместителем командира командиром авиаэскадрильи 145-го гвардейского истребительного полка (106-я Истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ПВО и 2-й Прибалтийский фронт). К 28 октября 1943 года Афанасьев совершил 260 боевых вылетов, лично сбил 14 и в группе – три самолета противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Марта 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К концу войны Владимир Афанасьев совершил более 300 успешных боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5. Согласно данным М.Ю. Быкова, опубликованным в книге "Асы Великой Отечественной", в воздушных боях сбил 16 самолётов (11 лично и 5 в группе). Ещё 2 победы, как указано в книге М.Ю. Быкова, были одержаны весной - летом 1944 года.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1946 году В.И. Афанасьев ушел в запас.
В 1947—1950 годах — лётчик транспортного отряда Министерства авиационной промышленности СССР. В 1950—1953 годах - лётчик-испытатель авиационного завода № 1 (город Куйбышев, ныне Самара); испытывал серийные реактивные истребители МиГ - 15 УТИ, МиГ - 15 УТИ, МиГ - 17 и их модификации. В 1953—1955 годах — лётчик-испытатель авиазавода № 126 (город Комсомольск-на-Амуре); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-17, МиГ-17Ф и их модификации. В 1955—1965 годах — лётчик-испытатель НИИ - 17(г. Москва); участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования и систем на самолётах. Лётчик - испытатель 2-го класса (1956 год).
Награждён орденами Ленина (1944 г.), Красного Знамени (дважды: октябрь и ноябрь 1942 г.), медалями.
Жил в Москве. Скончался 20 мая 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.