ВОКЗАЛ – МЕСТО ВСТРЕЧ И ПРОЩАНИЙ…
(К 150-ЛЕТИЮ ПОСТРОЙКИ ЗДАНИЯ
БОРИСОГЛЕБСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА)
Железнодорожный вокзал на станции Борисоглебск с 1871 года является визитной карточкой города. Он и по сей день встречает и провожает борисоглебцев и гостей города, которые любуются его красотой.
Немного истории и любопытных фактов. В 1868 году Борисоглебское земство получило разрешение на строительство первой линии железной дороги, связавшей Грязи и Борисоглебск (199 верст). 25 июля 1871 года, на год раньше намеченного срока, была открыта вторая линия железной дороги – Борисоглебск с Царицыном (367 верст). Одновременно со строительством железных дорог велось строительство зданий депо, железнодорожных мастерских, пакгаузов, вокзалов. Вокзалы на крупных станциях дороги изначально строились каменными. Некоторые здания, построенные в те годы, сохранились до нашего времени: вокзалы ст. Борисоглебск, Поворино, Алексиково (п.г.т. Новониколаевский), Филоново (г. Новоаннинский Волгоградской обл.). Строительство каменного 3-хэтажного здания вокзала 1–го класса в Борисоглебске было оценено в 200 тыс. руб.
Кстати, а знаете ли вы, что означало слово вокзал (первоначально фоксал)? Оно произошло от анг. слова воксхолл – название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне черте города), принадлежащего в XVIII веке Джейн Вокс.
Железнодорожный вокзал в Борисоглебске расположен в южной части города. Здание вокзала берегового типа вытянуто вдоль железнодорожных путей, северным фасадом обращено к привокзальной площади, южным - к путям. Строительства железных дорог настоятельно требовали интересы бурно развивающейся промышленности, внутренней и внешней торговли. В марте 1868 г. Борисоглебское уездное земство получило концессию на строительство железной дороги Грязи-Борисоглебск, а позднее, 20 июля 1869 г. - разрешение на продолжение дороги до Царицына. Линия первого отделения (от Грязей до Борисоглебска) была построена в декабре 1869 г., движение по линии Борисоглебск-Царицын открылось 25 июля 1871 г.
В этом же году началась эксплуатация здания вокзала. В нем с 1871 по 1893 г. находилось управление Грязе-Царицынской железной дороги. С 1893 г. , с образованием Общества Юго-Восточных железных дорог, здесь размещалось Северное управление Общества (управляло линиями Орел-Грязи-Царицын, Восточно-Донской, Волго-Донской с ветвями), Южное управление Общества (руководило линиями Козлов-Воронеж-Ростов, Харьков-Балашов с ветвями) находилось в Воронеже. В 70-е гг. управляющим Грязе-Царицынской железной дороги был инженер Н. О. Кулжинский, в 80-е гг. - П. Е. Сувчинский. В конце XIX - начале XX в. часть здания занимало также двухклассное училище Юго-Восточной железной дороги. По словам известного путешественника и историка П. П. Семенова-Тян-Шанского, вокзал в Борисоглебске был одним "из красивейших на всей сети Юго-Восточных железных дорог".
Здание трехэтажное, кирпичное, лицевой кладки. Внутренняя планировка первого этажа типична для вокзальных зданий этого периода: в центре - залы ожидания, кассовый зал и ресторан, в торцовых частях - служебные помещения. Залы ожидания имеют единое пространство без перегородок, с рядами столбов. Лестничные клетки размещены по осям средних ризалитов на южном, западном и восточном фасадах. Во втором и третьем этажах планировка коридорная: с двух сторон - с севера и юга - находятся служебные комнаты, а также почта на втором этаже и гостиница на третьем.
Как на большинстве вокзалов промежуточных станций, здание Борисоглебского вокзала было построено в виде вытянутого симметричного корпуса. В середине помещался вестибюль, по одну сторону – зал ожидания и помещения для пассажиров I и II классов, по другую – то же самое для пассажиров III класса. Из каждой группы помещений были самостоятельные выходы на платформу, и таким образом получалась анфилада пассажирских залов, в которой вестибюль обслуживал обе группы пассажиров и в то же время их разделял, чтобы пассажирам первого класса было комфортнее. Это видно на плане 1-го этажа вокзала. В правом крыле здания, рядом с залом для пассажиров I и II классов, располагалась дамская комната, а в левом крыле находились багажная комната и телеграф.
Здание вокзала и сейчас используется по первоначальному назначению.
Рядом со зданием на привокзальной площади в 1961 году был открыт памятник писателю Максиму Горькому, который работал на станции Борисоглебск в 1889 – 1890 гг. Напротив вокзала сохранился двухэтажный дом (который сейчас реставрируется), где снимал комнату будущий пролетарский писатель.