ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
"УМИРОТВОРЕННЫЙ ВРУБЕЛЬ"
(к 140-летию со дня рождения художника А. И. Савинова)
Как связаны семья Савиновых и Борисоглебск. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к семейным архивам. Цитовская (Савинова) Лия Львовна (Залмановна) родилась в семье Глуховского торговца обувью Залмана-Лейба Моисеевича Цитовского.
В 1901 году окончила Глуховскую женскую гимназию. И через несколько лет, в 1905 году, уехала в Италию и поступила на медицинский факультет старейшего в Европе Неаполитанского университета.
Там же, в Неаполе, она познакомилась с русским художником-живописцем А.В. Савиновым, который в 1909-1911 годах совершал продолжительную поездку в Италию как пенсионер Петербургской академии художеств.
Молодые люди полюбили друг друга и решили создать семью, но православная религия не приветствовала межконфессиональные браки. Александр Иванович был готов сменить православие на протестанство, которое допускало браки с иудеям, но получилось, что Лия приняла православие, за что была проклята своими родными.
Зимою 1910 года у Лии Львовны и Александра Ивановича родился первенец, сын Олег.
В 1911 году Савиновы вернулись в Россию и поселились в Санкт-Петербурге, а затем - в деревне Пильнянка, Богодуховского уезда, Харьковской губернии, где Александр Иванович расписывал храм Спасителя в имении «Натальевка» миллионера-сахарозаводчика Павла Харитоненко.
В Пильнянке Савиновы прожили 5 лет. Александр Иванович целые дни работал, расписывая стены. Даже обед ему приносила жена в судках. В Пильнянке родился младший сын Савиновых - Глеб.
В 1922 году семья Савиновых вернулась в Петроград, поселившись в коммунальной квартире на Зверинской.
Летом семья уезжала в деревню Песочки или в Борисоглебск, к брату Лии Львовны Моисею Львовичу Цитовскому, который один изо всей большой семьи Цитовских поддерживал сестру, принимал их у себя в гостях, помогал растить племянников.
Моисей Львович Цитовский был для Борисоглебска своим человеком: врач-офтальмолог, заведующий глазным отделением Центральной районной больницы, три десятка лет исцелявший людей от глазных болезней. Одним из первых разработал и применил в условиях провинциальной медицины методику операции катаракты, причём, добился таких успехов, что слава о «глазном докторе» перешагнула границы не только района, но и Воронежской области.
К началу учебного года семья возвращалась в город, и вновь начиналась привычная, наполненная важными событиями жизнь. В доме было многолюдно. Часто бывали известные художники, ученики Александра Ивановича по академии и домашней студии.
Внезапно все изменилось в 1929 году. Скоропостижно скончалась Лия Львовна. Жизнь стала замкнутой, уединенной. В это время перестала существовать и студия Александра Ивановича.
Сам он дожил до 1942 года и умер в блокадном Ленинграде.
Старший сын Савиновых, Олег Александрович, стал инженером, младший сын, Глеб Александрович, стал известным русским советским живописцем и педагогом.
***
В один из приездов в Борисоглебск Александр Иванович, прогуливаясь в парке культуры – любимом месте отдыха как горожан, так и гостей, написал этюд «Девочка, зовущая ребенка» (экспонирующийся в Борисоглебской картинной галерее им. П.И. Шолохова). Как выяснится позже, он готовился к созданию большого монументального полотна «В парке культуры. 1937-1942».
Вот как писал А.И. Савинов во второй половине 30-х годов в газете «Смена» о своем полотне: «Картина «В парке культуры» - вся золотая, тоже очень сложна. Композиция ее децентрализована и оттеняет не какой-либо отдельный сюжет, а образно разворачивает перед зрителем жизнь парка во всем многообразии. Образ парка был частично навеян Кировскими островами в Ленинграде, а главным образом, гулянием на реке Ворона в Борисоглебске Воронежской области.
В картину введены разные люди – от ребенка, делающего свой первый шаг, до старика, уже прожившего жизнь. Здесь пионеры, физкультурники, летчики, детский сад и ведущая ребят немолодая женщина, мать, сидящая у детской коляски, читающая в тени деревьев; на втором плане – отец, обнаженный до пояса, держащий на руках сына, и много других персонажей размещено на площадке у озера, окруженной высокими золотыми деревьями, бросающими легкую тень на передний план картины и создающими ажур листвы на фоне тоже золотистого, светлого неба. Вероятно, в этой многоплановости, в желании рассказать о жизни людей ненавязчиво и подробно и через это раскрыть идею картины есть влияние раннего Ренессанса».
Это многофигурное произведение художник писал на протяжении десяти лет: за это время он создал более 50 этюдов к «Парку», каждый из которых представляет собой самостоятельное художественное произведение.
Массовая сцена выстроена словно театральная декорация, изображение композиционно развёрнуто на гигантском поле холста, при этом подчеркнута доминирующая роль центральных фигур и их значимость в происходящем празднике. В совокупности персонажи создают выразительный образ места и дух времени происходящего действия - атмосферу всеобщей радости и эмоционального подъема.
Работа задумывалась как антитеза другой поздней картине Савинова А.И. - «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции», которую художник не успел завершить.
А у вас, уважаемые читатели, есть возможность сравнить эскиз и итоговое полотно, и увидеть, как идет процесс работы над картиной.
***
Верно говорят, «пути Господни неисповедимы…». Кто мог предположить, что Борисоглебск станет связующим звеном для саратовца-питерца Савинова А.И. и нашего земляка Шолохова Л.С. (двоюродного брата живописца Шолохова П.И.). В 1929-1937 гг. Леонид Сергеевич будет учиться во ВХУТЕИН-ИНПИИ-ЛИЖСА в мастерской Савинова А.И. Часто в беседах и Леонид Сергеевич, и Александр Иванович вспоминали Борисоглебск, для кого-то - родной, для кого-то - гостеприимный…
Источники:
http://glukhov-gymnasien.com/welcome/391