ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
"УМИРОТВОРЕННЫЙ ВРУБЕЛЬ"
(к 140-летию со дня рождения художника А. И. Савинова)
Продолжение

 

Самые же ранние и во многом основополагающие начала становления личности художника связаны с Саратовом и Волгой, с неповторимой питательной средой провинциальной России, которую, к счастью, долгие годы не могли разрушить ни войны, ни революции, ни отдельно взятые верховные преобразователи.САВИНОВ А. КУПАНИЕ ЛОШАДЕЙ НА ВОЛГЕ

Племянник Александра Савинова Борис Пильняк в очерке «Старый дом» рисует живописную картину саратовского быта: «...Там каждую весну буйничали Волга, воды, сирени. Дом стоял на взвозе и внизу под забойкой бурлила человечья толпа в пудах, штуках, тюках, в визге свистулек, в зное небес, облитых глазурью, как свистульки».

Волжская природа вдохновляла не только Савинова-живописца. Его словесные зарисовки также тонки и поэтичны: «...река искрится: вот идет, пыхтит большой пароход с зеленым глазом, с желтыми огнями и величаво вступает в искрящуюся сетку мистического столба лунного отражения. На пару минут чернеет, пригашивает свои огни, темным силуэтом пронизывает мерцающее серебро, местами матовое, и выплывает снова в глубокие воды темные, чтобы горделиво отразиться в них, в этом зеркале молитвенном роскошного неба. Дальше в безграничную глубь страстной ночи врезывается, уплывает он и издалека шлет свой прощальный рев оставленному городу».0Савинов А.И. Лошади

Художник описывает величественную зимнюю Волгу, которая «в сотни тысяч и первый раз скованная ледяной броней, по которой еще так недавно шныряли на коньках мальчишки, печально объятая жутью, лежала мерцающей в сумраке пустыней».

Он очарован «бархатной туманной ночью, повесившей над Саратовом затуманенный месяц», и «цветущими фруктовыми садами, что спускаются, как стадо мифических баранов, в самую реку, спокойно раскинувшуюся навзничь под весенним небом, томно слушающую свои собственные всплески и традиционного вечно дорогого соловушку».

***

Главным событием раннего периода творчества художника стала большая дипломная картина «Купание лошадей в Волге» (1908). Впечатляют и ее размеры (250х600 см), и драгоценные нетускнеющие краски, и огромная подготовительная работа. Для каждой человеческой фигуры и каждого изображения лошади были сделаны десятки этюдов и рисунков. Этот принцип большой подготовительной работы соблюдался Савиновым А.И. во все последующие годы.

Восторженно отозвался о «Купании» И.Е. Репин: «Очаровательно: сколько света, сколько жизни. И при этом такой своеобразный тон библейской жизнерадостности!».0Савинов А.И. На барке. Старые годы

В 1907 году, в период работы над дипломной картиной, Савинов А.И. в одном из писем сообщает матери: «...Задачу я беру исключительно трудную, где форма, цвет и движение полны случайной, мгновенной красотой, едва уловимой, и требуют огромного опыта и солидных знаний. Волга ухает, когда в предвечернее знойно-томное время люди и животные бросаются в теплую воду, разбивают ее в сверкающие брызги, а воздух насыщают плеском, визгом и скрытнострастным томлением разгоряченного тела. Волга ухает, стонет и играет, когда пожарные становятся кентаврами, а купающиеся бабы - наядами с белым сверкающим телом... Возрождается Пан, оживают сирены и трепещет, рвется к жизни великий первоисточник всего сущего - неисчерпаемый в своей щедрости пол... Таково содержание моей конкурсной программы.

Благожелательно относились к «Купанию» В.А. Серов и другие члены совета Академии. Но не только они. Велимир Хлебников писал в 1909 году Василию Каменскому: «Я мечтаю о большом романе, которого прообраз «Купальщики» Савинова. Свобода от времени, от пространства, сосуществование волимого и волящего. Жизнь нашего времени, связанная в одно с порой Владимира Красное Солнышко (дочь Владимира, женатая на реке Дунай), которая мнится слагателем былин и их слушателем...5Савинов А.И. Рисунок 1 к картине Купание лошадей на Волге

И те, к сожалению, немногие, кто видели эту картину по прошествии целого столетия, могли убедиться, как органично вошла она в блистательный ряд близких по духу произведений выдающихся русских мастеров начала ХХ века - М.А. Врубеля, В.А. Серова, А.В. Головина, разумеется, не в буквальном совпадении формы, а именно в духе своей внутренней музыкальности.5Савинов А.И. Рисунок 3 к картине Купание лошадей на Волге

Увы, судьба этой замечательной вещи сложилась не очень счастливо. По свидетельству его сына, Глеба Александровича Савинова, «она долгие годы - до Великой Отечественной войны - висела в одной из аудиторий Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. ...Это была мастерская технологии живописи Д.И. Киплика, и те, кто учился в те годы в Академии, знают и помнят эту большую и сложную мажорную композицию. Теперь она в запаснике Государственного Русского музея». Картина и поныне находится в запаснике и практически недоступна для зрителей.

Источники:

https://kortan.livejournal.com/1143492.html

Вильям Мейланд «Время и безвременье Александра Савинова» // «Наше Наследие». - № 70. - 2004 г.

7Савинов А.И. Девушка и парус