ИСТОРИЯ СЕМЬИ САВИНОВЫХ В ВОСПОМИНАНИЯХ РОДНЫХ, УЧЕНИКОВ, ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ.
«Я никогда не видела Александра Ивановича, потому что он умер в 1942 году от голода в блокадном Ленинграде. Но в нашей семье его образ всегда был образом почти святого, преданного служителя искусству, даже внешне очень библейского».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.
«В 1941 году Александр Савинов принимал деятельное участие в эвакуации Эрмитажа. Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера. Это и был его последний художественный акт любви и преданности искусству».
Мейланд В., искусствовед, Член Союза художников и Ассоциации искусствоведов.
«Он (Глеб Александрович – авт.) для нас был гигантским авторитетом. Незыблемым авторитетом и как человек, и как живописец. Он любил своего отца, его живописные приемы, и со временем он преобразовал их уже в приемы свои собственные, которыми щедро делился с нами, своими учениками».
Пономаренко С., живописец, Заслуженный художник РФ, выпускница ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
«Имя Глеба Александровича Савинова – это «высокое» имя, он был одним из тех, кто создал кафедру монументально-декоративного искусства в училище Мухиной. Он был одним из тех людей, которые очень серьезно и настойчиво, ответственно относились к тому, как формировалась школа. Глеб Александрович был продолжателем тех традиций и идеалов, которым посвятил жизнь его отец, Александр Иванович. Он был преподавателем Академии, учителем и художником одновременно, а это редчайшее качество».
Талащук А., Народный художник РФ.
«Я могу сказать, что он умел ставить задачи, иногда довольно трудно выполнимые, но ничего, я справлялся. Поэтому, когда Глеб Александрович мне предложил остаться на кафедре ассистентом, я с радостью согласился! Это была преданность, это было, как говорили даже выпускники, которые уже работали, что «получить диплом - это, как получить грамоту на счастье».
«Манеру Глеба Александровича легко выделить среди других, у него был такой светлый глаз, он никогда не использовал глухих или же забитых красок на холсте».
Гусаров В., живописец, Заслуженный художник Российской Федерации,
выпускник ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, ученик Глеба Савинова.
«Она (Богаевская О.Б. – авт.) была всегда на виду и легко работала. В ее мастерскую могли заходить дети. Дедушкина мастерская всегда была закрыта и в нее он никогда не пускал. Это было такое отдельное таинство. Они оба относились к работе с невероятной отдачей и серьезностью, но бабушка как-то по-женски это делала более весело, наверное».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.
«Работа «Танец» Ольги Борисовны Богаевской, это такой знаковый холст, прошедший в советские годы по большому количеству советских изданий, и одновременно яркое воплощение детской темы. Девочка беленькая, переодетая в цыганку – это я, это абсолютно реальная история. День рождения у меня в Новый год и на праздник приглашали много детей. Моя мама (Наталья Савинова) каждый год устраивала карнавалы, и в тот год я была переодета в цыганку.
Я всегда была моделью для работ моих бабушки, дедушки и мамы. Очень много работ, которые называются «Катя», и для выставок их названия иногда приходится менять на «девочка».
Надо сказать, что позировать для ребенка - большое испытание, и я не очень это любила».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.
«Он (Глеб Савинов) много преподавал и вырастил большое количество учеников. Он стоял у истоков основания кафедры, огромной серьезной кафедры монументальной живописи в нашей Мухинской академии.
Глеб Александрович был сыном Александра Ивановича Савинова, и посвятил жизнь сохранению памяти и продолжению традиций отца-художника. Он сам стал педагогом, потому что считал, что педагогическая деятельность равна в своем роде святому служению».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.
«Колоссальная работоспособность, настоящая одержимость творчеством, соединенные с душевным богатством и щедростью, ищущей интуицией и высоким профессионализмом, позволили Глебу Александровичу Савинову, прожившему нелегкую жизнь, много времени и сил отдавшему педагогической работе, оставить обширное художественное наследие очень высокого художественного качества и несомненной общественной значимости».
Водонос Е.И., искусствовед, Заслуженный деятель искусств РФ.
«Я родилась в этом доме и живу здесь всю свою жизнь. И, в общем, ничего в нем практически не поменялось. Это огромное счастье и необыкновенный случай, потому что мало у кого в жизни бывало так, когда человек родился там, где он и живет всю свою жизнь, особенно сейчас. Мои ощущения и воспоминания детства - это полосы солнца на полу, вид из окна, летающие вокруг птицы. И это всегда со мной. Это мои стропила, моя база, моя жизнь».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.
«Это удивительная магия цифр их жизни. Даты их рождения совпадают фактически всеми цифрами. Он (Глеб Александрович) родился 27 сентября 1915, она (Ольга Борисовна) - 27 октября 1915 года и умерли они с разницей в 25 дней, и лежат они в одной могиле. Это был особенный, магический союз и в искусстве, и в жизни. Удивительная история любви и совместной работы, но я могу про них сказать: они были ужасно разные».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.
«Я очень часто у них бывала, и это была такая удивительная семья, с настоящими традициями русских художников. В их доме всегда было очень интересно, там собиралось множество замечательных людей. Мы много разговаривали с Глебом Александровичем и Ольгой Борисовной. Мастерская была просто потрясающе красивой, но Глеб Александрович не очень любил к себе пускать».
Малышева Л., живописец, эмальер, выпускница ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
«Глеб Александрович боготворил своих детей, а потом уже и свою внучку, а потом и правнучку. Все они - это, действительно, настоящая династия Савиновых. И вот выросли дети, все они стали художниками и, я думаю, они вобрали в себя очень много от Ольги Борисовны и Глеба Александровича. Впитали в себя теплое отношение к тому, что ты изображаешь, что если ты принимаешь цвет, то цвет соотносится с формой».
Пономаренко С., живописец, Заслуженный художник РФ, выпускница ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
«Дети и внуки Ольги Борисовны и Глеба Александровича унаследовали не только теплое отношение, но и особый мир, где все любят друг друга, помогают и все связаны добротой, радостью и счастьем».
Малышева Л., живописец, эмальер, выпускница ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
«Наталья Савинова, замечательный ленинградский художник, сумевший создать свой проникновенный, лиричный, нежный мир.
Ее герои проникнуты добрым чувством, единением, ее произведения очень деликатно объединяют декоративно-прикладное искусство керамики и искусство скульптуры».
Стекольникова М., искусствовед, заместитель директора МИСП.
«Керамика Наталии Савиновой обычно тяготеет к небольшим объемам, ее любимая форма – сосуд, выкрученный на гончарном круге или вылепленный руками. Эти вещи могут быть цельными или разомкнутыми, как скорлупа-оболочка, чтобы показать развивающееся внутри действие, а ее многочисленные композиции с часами отсчитывали минуты запечатленного в керамике счастья, рождали новые смыслы и аллюзии».
Габриэль Г., искусствовед.
«Екатерина Сухарева - современный петербургский художник керамической пластики и росписи по фарфору. Ее произведения хорошо известны широкому кругу зрителей. Она регулярно участвует как в отечественных, так и зарубежных выставках и симпозиумах, ее произведения находятся в музейных собраниях и частных коллекциях.
Следуя лучшим традициям семьи Савиновых, художница объединяет в своих работах тонкое понимание современности с романтическим взглядом на реальную жизнь».
Сталинская Е.П., кандидат искусствоведения
«Творческий метод Е. Сухаревой - детальная графическая разработка будущего произведения на стадии эскиза, в результате чего ее произведения тщательно проработаны и отличаются мелкой деталировкой. Художница в своих произведениях совмещает работу с формой, объемом, цветом и графикой рисунка. Разрабатывая определенный круг сюжетов, она обладает узнаваемым индивидуальным творческим почерком и ярким художественным видением».
Бугровская А.С., кандидат искусствоведения
«…семейные выставки (о выставке «Перекличка эпох»- авт.)… наглядно демонстрируют не только известную преемственность художественных исканий, но и существенные особенности, которые вносит в эти искания эпоха». К тому же каждому художнику присуща своя особенная манера творчества. Именно поэтому выставка привлекает уникальной возможностью проследить общие мотивы в работах художников династии Савиновых и одновременно увидеть яркую индивидуальность творчества каждого из них».
Водонос Е., искусствовед, Заслуженный деятель искусств РФ.
«Мне кажется, зрителю будет любопытно увидеть (о выставке «Перекличка эпох»- авт.), как в большой семье люди, занимающиеся одним и тем же делом, все-таки играют свою музыку отдельно».
Сухарева Е., правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства, Член Союза художников России.