ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ РЯБУШКИН»...

Обучение в Московском училище А.П. Рябушкин решил закончить в 1882 году, не завершив полного курса. Возможно, что одной из главных причин была болезнь, а затем смерть любимого учителя - В.Г. Перова.Рябушкин справа среди студентов Академии художеств. 1890. НБА РАХ

А.П. Рябушкин, вместе с А.Е. Архиповым, А.С. Яновым, В.Н. Навозовым, К.А. Коровиным, В.П. Павловым, решил перебраться в Санкт-Петербург, в Академию художеств - главное учебное заведение такого рода в России. Хотя золотые дни ее расцвета давно миновали, она продолжала притягивать к себе молодежь.

В отличие от своих товарищей по училищу, сразу же покинувших Академию и фактически ничего из нее не вынесших, А.П. Рябушкин сумел там «прижиться». В этом сказался, прежде всего, его особый покладистый характер, природная скромность, а также огромное желание пройти серьезную школу.

Судя по объему сохранившегося художественного наследия, годы пребывания А.П. Рябушкина в Академии были удивительно продуктивны. В него входят как учебные задания, так и произведения, созданные им самостоятельно.Рябушкин А.П. Снятие с креста. Первоначальный эскиз

Интенсивная творческая деятельность А.П. Рябушкина в период обучения в Академии художеств - убедительное свидетельство его целеустремленности, работоспособности и трудолюбия. В эти годы шли поиски, тренировались глаз, рука, память; он учился быстро фиксировать увиденное или воображаемое, пользуясь карандашом, акварелью, реже сепией или тушью; вырабатывался легкий, подвижный рисунок, который со временем станет своего рода графическим паспортом художника.

Дипломной работой А.П. Рябушкина в Академии стало полотно «Голгофа» («Снятия с креста»), первоначальный эскиз которого был сделан за 24 часа, как того требовали академические правила. Но уже через 3 недели художник начнет вносить коррективы в утвержденный Советом Академии эскиз, что приведет к полному переосмыслению и композиционному изменению первоначального замысла картины.

За «непочтительность» к правилам и традициям Академии художеств в золотой медали Андрею Петровичу было отказано, более того, звание классного художника первой степени он получил большинством лишь в один голос. Но было и признание. Картину одобрил И.Е. Репин; в мастерскую к Рябушкину приходили Н.Н. Ге, А.П. Боголюбов, М.О. Микешин, В.Д. Поленов, вице-президент А.А. Бобринский и конференц-секретарь И.И. Толстой; президент Академии великий князь Владимир Александрович из своих средств назначил А.П. Рябушкину субсидию для поездки за границу сроком на два года.Рябушкин А.П. Снятие Христа с креста

Но все же самолюбие талантливого живописца было ущемлено, и он собрался «разделаться» с неприятной для него работой, разрезав холст на части. Можно не сомневаться, что он так бы и поступил, если бы картину не приобрел П.М. Третьяков для своей галереи.

            Продолжение следует...