ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ РЯБУШКИН»...

Долгие годы считалось, что А.П. Рябушкин как уехал из родных мест в 14 лет, больше сюда не возвращался.00tE43Xl7

Но в 2016 году благодаря исследованиям российского историка, доктора исторических наук, доцента, писателя и публициста Аксеновой Г.В. в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в архиве близкого друга Андрея Петровича – Ильи Федоровича Тюменева, были найдены письма, картины, акварели, этюды, эскизы, путевые заметки, которые убедительно доказывают, что Борисоглебск обязательно включался художником в число городов, через которые он путешествовал по Руси. После своего отъезда в 1875 г. Андрей Петрович приезжал домой в 1881, 1886, 1891 и 1892 гг.scale 2400 8

***

В архиве И.Ф. Тюменева сохранились несколько удивительных альбомов и дневников художника, которые тот вел во время своих поездок и путешествий, делая быстрые наброски, карандашные и акварельные зарисовки, фиксируя идеи будущих больших картин.

Эпистолярное наследие А.П. Рябушкина еще требует своего изучения, хотя оно интересно тем, что содержит не только текстовые описания событий, происходивших с Андреем Петровичем, но и его размышления, заметки в виде визуальных зарисовок.

О том, какие чувства испытывал художник, приезжая домой, навещая своего старшего брата Федора, какими были его впечатления от родной природы - об этом и о многом другом повествуют два сохранившихся художественных альбома.Вид со Знаменской церкв на мастерские

Первый был начат в 1881 году, и основная часть содержащихся в нем рисунков относится ко времени обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Также имеются зарисовки, выполненные несколько лет спустя - в 1885 и 1886 годах, то есть в академический период.

Второй альбом рисунков был создан художником в селе Чигорак Тамбовской губернии Борисоглебского уезда.

В этих альбомах мы видим зарисовки интерьеров крестьянских изб со всею домашней утварью, зарисовки дворовых строений, лодок, ветряной мельницы, огородных растений, птицы, а также отдельных предметов обихода: домашней посуды, прялок, ткацкого станка, телеги, плуга, цепа, косы. 008sRl14zИнтересны женские и мужские фигурки в характерной для Хоперского края одежде, пейзажи родных мест - реки Вороны, Теллермановской рощи. На одном из листов А.П. Рябушкин изобразил и себя за работой.Дворянская улица

Ценность рисунков, собранных в двух представленных альбомах, состоит не только в том, что выполненные в разные годы зарисовки художник использовал при создании эскизов картин («Летний вечер в деревне» (1881 г), «Катанье на колесе на масленицу» (1881 г.), «Гаданье девушек на святках» (1881 и 1885 гг.), «Воскресенье в деревне» (1892 г.)) и журнальных иллюстраций («Деревенские богоносцы» (1891 г.)), но и в том, что своими рисунками он запечатлел для нас эпизоды уездной жизни 1880-х - 1890-х гг., типажи той эпохи практически на 20 лет раньше, чем первые фотографические снимки.000X5JWZa9

           Продолжение следует...

00Дореволюционные фотографии Борисоглебска 004

00Депо парврзов