ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ РЯБУШКИН»...
А.П. Рябушкин известен как исторический живописец, бытописатель, график, изограф, а о его иллюстрациях мы почти не имеем никакого представления.
По воспоминаниям известного гравера И.Н. Павлова, который в 1880-1890-х годах награвировал для воспроизведения в журналах сотни рисунков и картин, «как иллюстратор Рябушкин известен сравнительно мало. А между тем этот замечательный художник давал прекрасные рисунки».
Одним из учителей А.П. Рябушкина в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества был выдающийся рисовальщик Е.С. Сорокин, приобщивший к искусству книжной графики многих талантливых студентов, среди которых был и А.П. Рябушкин. Первые опыты Андрея Петровича в книжной графике, а именно создание эскизов книжных обложек и виньеток, относятся к 1880 году.
К рукописной книжной культуре, к каллиграфии и изографии А.П. Рябушкин стал активно приобщаться в годы обучения в Императорской Академии художеств. Первые опыты древней каллиграфии, начало освоения типов древнерусского письма относится к годам опекунства его академиком Ф.Г. Солнцевым, который привлекал А.П. Рябушкина к исполнению заказов на торжественные поздравительные адреса.
Благодаря рекомендации Ф.Г. Солнцева и В.В. Матэ, Андрей Петрович начал сотрудничать с журналами «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник», «Русская старина», «Живописное обозрение», «Шут» и др. Уже первые журнальные работы художника «Марина Мнишек в утро Московского возмущения» и «Поезд Марфы Посадницы и вечевого колокола», опубликованные в «Историческом вестнике» в 1885-1886 годах, обратили на себя внимание специалистов своеобразием и оригинальностью композиций, делая начинающего художника не сторонним наблюдателем, а соавтором писателя и историка.
Главной темой рисунков А.П. Рябушкина в первые пять лет его сотрудничества в журналах была современная жизнь. Многие работы носили характер репортажа - о выставках, спектаклях, освящении памятника, заседании думы - и представляли собой композиции из нескольких сюжетов. Так же компоновались рисунки на темы из будничной жизни - городской, дачной, деревенской.
Непременной темой журнальных иллюстраций были различные праздники и обряды, и А.П. Рябушкину такие сюжеты были особенно близки. В его работах мы видим пасхальные и крещенские обряды, гадание на святках, гуляние и блины на масленицу, свадьбы и т. п.
Постепенно, начиная с 1889 года, сюжеты современной жизни в его рисунках вытесняются сценами старинного быта: русские былинные богатыри, выход царицы из церкви, христосование царя с царицею, с боярами, теремные забавы русских цариц, выезд боярина к заутрене и др.
В «Историческом вестнике» и «Ниве» публиковались также рисунки А.П. Рябушкина другого плана - путевые зарисовки. Они всегда были автобиографичны, поскольку он вместе И.Ф. Тюменевым и В.П. Павловым, практически, каждое лето получали неповторимые художественные впечатления, путешествуя по России.
Иллюстрации в журналах сопровождались поясняющими их текстами различного объема и характера. Это были либо отдельные литературные произведения, небольшие заметки, либо тексты в разделах «Рисунки», «Наши рисунки и картины», «К рисункам» и т. п. Среди текстов к иллюстрациям А.П. Рябушкина были и серьезные исторические очерки, и пояснения изображенных сцен и обрядов, стихотворение и небольшие рассказы на темы, «заданные» рисунками, и всякие суждения по поводу сюжетов.
В разные годы А.П. Рябушкин создал целый ряд иллюстраций к опере М.П. Мусоргского «Хованщина», к коронационному альбому, к художественным произведениям, среди которых роман А.К. Толстого «Князь Серебряный», повесть И.Ф. Тюменева «Халдей», книга Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», сочинения И.Ф. Горбунова.
Кроме иллюстраций, тиражированных в книгах, сохранилось несколько рукописных книг древней и новой традиции, созданных художником в 1892 году: «Псалмы (канты), записанные им факсимиле с рукописи черничек в с. Алферовке Воронежской губернии Новохоперского уезда с виньеткой и рисунками на переплете», сборник стихотворений А.И. Тюменева и др.