ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ РЯБУШКИН»...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЕНОК РЯБУШКИНУ
«В те дни появилась и наделала немало шума программа Рябушкина «Голгофа». Ее приобрел Третьяков, что было первым случаем. До этого ни одна академическая программа в галерею не попадала, оставаясь в музее Академии художеств».
М.В. Нестеров, русский и советский художник, живописец, современник и друг А.П. Рябушкина
«Рябушкин чувствовал Русь так остро, что иные из его картин, как, например, «Московские женщины и девушки в церкви», можно поставить наряду с суриковскими произведениями».
И.Э. Грабарь, русский и советский художник, реставратор, искусствовед, современник А.П. Рябушкина
«…прелесть его исторических реконструкций не в том, что они красиво написаны, что они хорошо документированы, а в том, что они исполнены человеком, которого интересовала правда прошлого. Ему хотелось воочию увидать и запечатлеть таинственно ожившие в его душе образы древней Московии».
А.Н. Бенуа, русский искусствовед, живописец, театральный художник, издатель, литератор, современник А.П. Рябушкина
«…что-то очень благородное в самом существе искусства Рябушкина, и эта черта благородства выражается у него одинаково как в том, что он видит русского крестьянина в каком-то ореоле тихой праздничности и семейной уютности, никогда при этом не впадая в приторную и сентиментальную фальшь, так и в том, что он Москву XVII века видит, если внешне еще и дикой и грязной, то все же полной жизненной красоты и какого-то несокрушимого здоровья. Его бегом мчащаяся посадская девушка или его бояре, ожидающие выхода царя, — это именно хорошие русские люди, это те же детища земли русской, как и его мужики».
А.Н. Бенуа, русский искусствовед, живописец, театральный художник, издатель, литератор, современник А.П. Рябушкина
«Как иллюстратор Рябушкин известен сравнительно мало. А между тем этот замечательный художник давал прекрасные рисунки. Во «Всемирной иллюстрации» я хорошо помню его «Альбом былинных богатырей», «Песенка спета», «Сидение царя Михаила Федоровича в его государевой палате». Я считаю себя счастливым, что мне пришлось награвировать его «Алешу Поповича» (1895) и «Христосование царя Михаила Федоровича с боярами в Успенском соборе» (1895)».
И.Н. Павлов, русский и советский гравёр и живописец, современник А.П. Рябушкина
«А.П. Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях...».
А.Н. Бенуа, русский искусствовед, живописец, театральный художник, издатель, литератор, современник А.П. Рябушкина
Такие художники, как Рябушкин, - «очень крупное национальное достояние. ...ими должна дорожить всякая страна, ибо они показатели, свидетели ее национальных духовных богатств, может быть, особенно драгоценные ростки ее самобытной культуры. Ведь во всякой культуре драгоценнее всего ее самобытность, вскормленная на общей почве».
А.А. Ростиславов, современник А.П. Рябушкина, один из биографов художника
А.П. Рябушкин - слишком «рано угасший талант».
И.Ф. Тюменев, русский писатель, переводчик, либреттист, композитор, художник, современник и друг А.П. Рябушкина
«Нацию создает история. Племенные особенности слагаются тысячелетиями доисторической жизни. Рябушкин, как живописец-историк и как бытовой живописец, изображает известную эпоху, известную среду. Но невольно он заглядывает глубже и дает больше, чем обещает».
С.К. Маковский, русский поэт, художник, критик, искусствовед, издатель, мемуарист, современник А.П. Рябушкина
По поводу одной из исторических рябушкинских картин: «Вы чувствуете, что здесь родная стихия художника, что ему не пришлось мучиться, напрягая воображение, чтобы представить себе до мельчайших подробностей прелесть этой колоритности».
С.К. Маковский, русский поэт, художник, критик, искусствовед, издатель, мемуарист, современник А.П. Рябушкина
«Я не хочу преувеличивать значение Рябушкина. Он не обладал ни стихийной мощью Сурикова, ни задушевной нежностью Левитана, ни мистическим пафосом Врубеля, ни властностью репинского реализма. И все же его неровное, но большое дарование дает ему право на почетное место в семье современных русских мастеров».
С.К. Маковский, русский поэт, художник, критик, искусствовед, издатель, мемуарист, современник А.П. Рябушкина
К нему «влекла всех непосредственность его натуры, скромность, серьезность или весь внешний и внутренний облик, обладавший какой-то гармонической мягкостью, спокойствием… В жизни встречаются иногда удивительно счастливые личности, всюду возбуждающие к себе самое искреннее чувство симпатии, - к таким именно счастливцам принадлежал и А.П. Рябушкин. Редко от кого приходилось слышать о нем слово неодобрения. Его небольшая, но чрезвычайно пропорциональная фигура, бледное лицо, обрамленное русой бородой, светлые белокурые волосы, всегда немного взлохмаченные, тонкая изящная линия носа и рта, кроткое выражение глаз, тихий грудной голос и некоторая застенчивость подкупали всех и каждого».
Воскресенский А.К., русский артист, художник, писатель, преподаватель, общественный деятель, современник и один из биографов А.П. Рябушкина
«А.П. Рябушкин - один из самых обаятельных живописцев русской народной жизни. Он вошел в историю русского искусства как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Он не сделал эпохи в истории искусства, подобно художникам Александру Иванову, Репину, Сурикову. Его вклад неизмеримо скромнее и незаметнее. Но без его картин русская живопись потеряла бы что-то очень существенное и привлекательное, без них современный и будущий зритель был бы лишен возможности понять какую-то важную грань характера русского человека. Произведения Рябушкина всегда входят в экспозицию крупнейших музеев русского искусства и занимают там почетное место. Их нельзя спутать с картинами других художников - современников Рябушкина, их легко узнать и без подписи среди полотен русской художественной школы XIX столетия».
В.В. Артемов, советский поэт, прозаик и публицист, современный исследователь творчества А.П. Рябушкина
«Одухотворенность и изящество форм ярославских фресок нашли почти прямое отражение в цветовом и линейном языке картин Рябушкина».
В.М. Механикова, советский искусствовед, современный исследователь творчества А.П. Рябушкина
Источники:
1. Воскресенский А.К. Рябушкин А.П.: Биографический очерк. - СПб.: из-во Н.И. Бутковской, 1912.
2. Ростиславов А.К. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество // И. Грабарь «Русские художники. Собрание иллюстрированных монографий. Вып. 4». -. М.: Из-во И.Н. Кнебель, 1913.
3. Масалина Н.В. Андрей Петрович Рябушкин. – М.: «Искусство», 1966.
4. Мурина Е. Андрей Петрович Рябушкин. - М.: «Советский художник», 1961.
5. Долгополов И.В. Рассказы о художниках: В 2-х томах. – М.: «Изобразительное искусство», 1983.
6. Механикова В.М. Андрей Петрович Рябушкин. Серия: Массовая библиотека по искусству. - Л.: «Художник РСФСР», 1989.
7. Артемов В.В. Рябушкин. – М.: «Белый город», 2004.
8. Аксенова Г.В. Русская книжная культура на рубеже ХIХ-ХХ веков, монография. – М.: МПГУ, 2011.
9. Власова Р.И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. 1861-1904. – М.,: «Аватар», 2014.