ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

"СИЛА ДУХА"

(к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Н.А. Соболева)

Ранним утром 5 июля 1943 года две группы самолетов 237-го штурмового авиационного полка и 305-й штурмовой авиационной дивизии поднялись в воздух и легли курсом на запад. Они должны были нанести удар по аэродрому противника.009975

Во второй восьмерке одну из машин вел Николай Соболев, совершавший свой первый боевой вылет. Естественно, молодой летчик и радовался и волновался.

Враг встретил штурмовиков завесой зенитного огня.

За линией фронта артиллерийский обстрел ослаб. Флагман стал снижаться, чтобы приблизиться к цели на бреющем.

И тут на штурмовиков набросились вражеские истребители, прорвавшиеся через воздушное прикрытие. Восьмерку атаковали свыше двадцати стервятников. Загрохотали пушки, пулеметы. Вот они, враги, рядом.

Соболев рванул машину вправо.— Впереди взметнулся огненный столб. В лицо ударили горячие осколки, и свет померк.

Сознание вернулось быстро, самолет еще находился в воздухе. Николай ощутил во рту кровь. Она залила глаза, текла по щекам, шее.

Соболев не видел происходящего вокруг. Внимание было отдано ручке управления и педалям. «Тянуть! Тянуть! Тянуть! Через линию фронта, к своим!»,— набатом стучало в мозгу.

Покалеченный «ил» почти не повиновался пилоту. Его так и не удалось выровнять. Штурмовик врезался в землю, в пяти километрах от места сражения. Соболев потерял сознание

Самолет упал в расположении врага. Гитлеровцы вытащили летчиков из кабин, бросили на землю. Очнувшись, Николай увидел рядом с собой бездыханное тело стрелка-радиста Клековкина. А вокруг галдели, гоготали фашисты.

Потом его куда-то везли на телеге, где-то немецкие враги, уродуя, зашивали без наркоза рваные раны.

Потеряв много крови, чувствуя огромную слабость, Николай Соболев решил продолжать борьбу. На допросе он не отвечал. Взбешенные его молчанием фашисты пустили в ход кулаки. Однако и побои не сломили воли комсомольца.Н.А. Соболев

Так повторялось несколько дней кряду. Держали летчика в изолированной палате, допускали к нему лишь одну медицинскую сестру Наташу. Она приводила Николая в чувство после истязаний, приносила еду и лекарства. От нее пленник узнал, что находится в Харькове. Как-то с риском для жизни Наташа пробралась в палату ночью. Она принесла радостную весть: наступление фашистских войск на Курской дуге за­хлебнулось, а наши части перешли в контрнаступление. Сообщение придало пленнику новые силы. А утром в госпитале поднялся переполох. Гитлеровцы суетились, тревожно о чем- то переговаривались. Соболева под конвоем вывели на улицу и с группой других раненых военнопленных погнали в концлагерь. Там поместили в больницу, из которой, как цинично заявил принявший новых раненых немецкий офицер, было два пути: для выздоравливающих — в Германию, для тяжелобольных—в могилу.

Но пленники и честные советские медики, работавшие в больнице, выискивали третий путь: отсюда нередко совершались побеги. Стали готовить к побегу и Николая Соболева.

Чтобы гитлеровские надсмотрщики потеряли больного из виду, его изо дня в день переводили в другие палаты. Трудность состояла еще и в том, что обезображенное лицо летчика было слишком приметным. Поэтому решили поместить его в гражданскую больницу. Помощь в этом оказали славные советские патриоты: профессор Землянский, врачи Валентина Федоровна Никитинская и Полина Кузьминична Давыденко, медицинские сестры Антонина Ивановна Шевченко и Наталья Пименовна Протопопова.

6 августа побег был совершен.

Радость встречи с однополчанами омрачало такое обстоятельство. Врачи определяли, что правый глаз почти утратил зрение. Одна десятая — вот и вся видимость. Значит, прощай авиация. Но это было равносильно смерти. И Соболев начал сражение с медиками.

Настойчивость летчика, его огромное желание вновь стать штурмовиком победили. В порядке исключения врачи разре­шили ему вернуться к обязанностям пилота.

Николай переживал свое второе рождение. Он готов был по нескольку раз в день подниматься в воздух, идти на задание, чтобы громить ненавистных фашистов. Только с середины ноября 1943 года по 20 марта 1944 года Соболев совершил 92 вылета, участвуя в боях по освобождению Запорожья и Никополя, Днепропетровска и Кривого Рога, Николаева и Одессы. Его назначили командиром звена.

16 марта Николаю Соболеву пришлось выполнять особо грудную задачу. Штурмовому авиационному полку поручалось разыскать и установить связь с подвижной группой наших войск, прорвавшейся в глубокий тыл противника. Попытки нескольких экипажей, посланных в разведку, не дали желаемого результата. Из-за плохой погоды группу не удалось разыскать. И тогда вылетел Соболев. Обладая высоким летным мастерством и незаурядным упорством, он буквально ««утюжил» местность, куда могли прорваться танки и мотострелки. Задание штаба фронта было выполнено: группа найдена, связь с ней установлена.

Девяносто второй боевой вылет вновь стал для Николая Соболева трагическим. Это случилось 20 марта 1944 года.

В паре с Иваном Шурбой, ставшим впоследствии Героем Советского Союза, Соболев направился в разведку скоплений войск и обороны противника по реке Южный Буг и у города Воскресенска. На обратном пути штурмовиков атаковали четыре «мессершмитта». Они напали неожиданно, вынырнув из- за облаков.

Завязалась неравная схватка. «Илы» бросались из стороны в сторону, пикировали. От десятков атак увел свою машину Соболев, но тридцатый или тридцать пятый снаряд все же угодил в кабину. И опять, как в роковом вылете 5 июля 1943 года, горячие осколки впились ему в лицо. Как и тогда, обильно хлынувшая кровь заливала ему глаза, и покалеченный штурмовик плохо повиновался управлению. Напрягая всю волю, силы, Николай продолжал борьбу. На этот раз ему удалось отбиться от стервятников, привести самолет на свой аэродром и благополучно посадить его.

После излечения Соболев вновь вернулся в родной полк. С еще большей самоотверженностью громил он фашистов. Ходил на штурмовку и в разведку иногда по нескольку раз в день.

В апреле сорок четвертого Николая Соболева приняли кандидатом в члены КПСС. А 1 июля был обнародован Указ Президиума Верховного Совета о присвоении командиру звена старшему лейтенанту Соболеву Николаю Алексеевичу звания Героя Советского Союза. Но вскоре его в третий раз тяжело ранило. Лечили отважного штурмовика в Москве, в Центральном авиагоспитале.

На фронт Соболев вернулся в октябре. Командуя эскадрильей, участвовал в разгроме немецко-фашистских войск на территории Литвы и Латвии.

Из книги А. Гринько, Г. Улаев. Богатыри земли Воронежской. Воронеж. 1965.

Соболев Николай Алексеевич (1921-1996).

Родился 9 декабря 1921 года в городе Борисоглебске Воронежской области в семье крестьянина. Окончил Воронежский авиационный техникум. Учился в аэроклубе. Перед войной его семья переехала в город Орджоникидзе Северной Осетии.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов.

В действующей армии – с августа 1942 года. Воевал летчиком, командиром звена и эскадрильи на Западном, Юго-Западном, 3-м Украинском, 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах. В боях трижды ранен.
Участвовал:
– в 1942 году Ржевско-Сычевской операции на Гжатском направлении;
– в 1943 году в боях на Харьковском направлении, в освобождении города Запорожья и боях над Днепровскими плацдармами;
– в 1944 году в боях за город Никополь, Кривой Рог, в Березнеговато-Снегирёвской операции, в Псковско-Островской и Рижской операциях, в том числе в освобождении городов Тарту, Сигулда, Рига;
– в 1945 году в боях с Курляндской группировкой противника.
Командир звена штурмового авиационного полка, старший лейтенант Соболев к апрелю 1944 года совершил 92 боевых вылета, из них 31 – на разведку войск противника и его ближних тылов, 61 – на штурмовку скоплений автотранспорта, мотомеханизированных войск, железнодорожных эшелонов, артиллерийских батарей на позициях и опорных пунктах врага. Участвуя в боях за освобождение городов Запорожья, Кривой Рог, расширение плацдарма на правом берегу Днепра, в уничтожении Никопольской вражеской группировки и войск 6-й немецкой армии в районе Николаева проявил отличные боевые качества офицера-летчика. 20 марта 1944 года после успешного выполнения боевого задания по разведке войск противника был атакован четырьмя вражескими самолетами. Несмотря на многочисленные ранения, полученные в этом бою, продолжал не только обороняться, но ему удалось вывести из строя один вражеский самолет, а свою сильно израненную машину привести и посадить на нашей территории.

За подвиги, проявленные в боях с немецкими захватчиками к званию Героя Советского Союза представлен 14 апреля 1944 года.
Из наградного листа: «Представляется к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза за отличное выполнение 92-х боевых вылетов…. Из них: 31 – на разведку войск противника и его ближних тылов и 61 – на штурмовку скоплений автотранспорта, мотомеханизированных войск, железнодорожных эшелонов, артиллерийских батарей на позициях и опорных пунктах врага….
36 раз водил группу штурмовиков в составе 5-8 самолетов на выполнение боевых заданий. Над полем боя личным примером показывает подчиненным, как нужно уничтожать врага, умело обрушивая всю силу огня своего оружия на головы захватчиков. Только в одном боевом вылете 1 февраля 1944 года на уничтожение отходящих вражеских войск в районе Долгинцево при сильном противодействии противника четырежды заходил на цель. Группа в составе пяти ИЛ-2 уничтожила 16 автомашин с военными грузами, 9 повозок с военным имуществом, 2 орудия полевой артиллерии и до взвода вражеских солдат. По примеру ведущего летчики, снижаясь до бреющего полета, в упор расстреливали технику и живую силу врага до полного израсходования боеприпасов….

За время боевой работы 6 раз отбивал атаки вражеских истребителей. В воздушном бою 5 июля 1943 года был тяжело осколочно ранен в лицо. Несмотря на потерю зрения, после излечения с одним глазом продолжал боевую работу и отлично выполнил 91 боевой вылет….

В боях с немецкими захватчиками проявил образцы мужества, стойкость, беззаветную преданность и любовь к социалистической Родине».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм командиру авиазвена старшему лейтенанту Соболеву Николаю Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 18686) и медали «Золотая Звезда» (№ 3920).

С 1946 года капитан Н.А. Соболев – в запасе. В 1955 году окончил Всесоюзный заочный институт советской торговли. Жил и работал в Харькове (Украина). Умер 13 января 1996 года. Похоронен на кладбище № 2 в Харькове.

Награжден орденом Ленина (01.07.1944г.), двумя орденами Красного Знамени (06.03.1944г.; 29.04.1944г.), орденами Александра Невского (18.02.1945г.), Отечественной войны 1 степени (11.03.1985г.), Красной Звезды (07.11.1943г.), медалями.