ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«РОДОМ ИЗ БОРИСОГЛЕБСКА»

(К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСЦА, ИСКУССТВОВЕДА, ПЕДАГОГА

ИСААКА МИХАЙЛОВИЧА ЛЕЙЗЕРОВА")

    Долгие годы имя живописца, искусствоведа, педагога Исаака Михайловича Лейзерова было незаслуженно забыто. И даже в энциклопедиях о нем – сухие несколько строчек.1. Лейзеров И

К 120-летию со дня рождения нашего земляка хочется рассказать о силе духа его поколения, об огромном желании в трудные годы революции и гражданской войны стать художниками, о непростом творческом и педагогическом пути.

Источником информации для нас стали воспоминания П.И. Шолохова «Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная война», опубликованные в 2009 году.

Но сначала – сведения из энциклопедий и брошюр.

Лейзеров Исаак Михайлович - советский художник (занимался станковой живописью и графикой), искусствовед, педагог, профессор.

Родился 26 апреля 1902 года в г. Борисоглебске Тамбовской губернии. Из мещан.

В 1919 году в родном городе окончил школу и художественную студию.

В 1921 – 1925 годах И.М. Лейзеров учился в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) на факультете живописи у Р.Р. Фалька; в 1925 – 1929 годах был аспирантом и ассистентом в его мастерской.

И.М. Лейзеров в 1928 году принят в Члены творческого объединения РОСТ, в 1928 - 1930 гг. – в Общество художников-общественников, в 1933 году стал Членом Московской организации Союза советских художников.2. Семья Лейзеровых. Фотограф И. Нежельский

С января 1927 года Исаак Михайлович - на педагогической работе: преподавал в Московском институте изобразительных искусств (впоследствии Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова) и в Московском архитектурном институте; в 1940-х годах являлся организатором студенческих практических занятий на морских судах от Архангельска до Владивостока; позже избран деканом факультета живописи и скульптуры Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова.

В годы Великой Отечественной войны И.М. Лейзеров находился в эвакуации в Самарканде.

Несколько раз Исаак Михайлович был направлен в длительные творческие командировки: с 1930 по 1932 годы на пароходе «Трансбалт» посетил Голландию, Египет, Индию, Турцию; в 1945 – 1946 годах находился на Днепрогэсе, где создал панно «Восстановление Днепрогэса».

Кроме преподавательской деятельности И.М. Лейзеров активно занимался научно-исследовательской работой: он - автор статей о русских живописцах, один из составителей альбома «Анатомические рисунки русских классиков» (Москва, 1952 г.) и книги «Школа изобразительного искусства» (Москва, 1994 г., том 5) (раздел «Зарисовки и наброски с натуры»).

И.М. Лейзеров – участник московских и всесоюзных групповых выставок: творческого объединения РОСТ, Общества худож

Лейзеров И.М. Зимний этюд. К. м

ников-общественников (1928, 1929 гг.); отчетных выставок по творческим командировкам (1931, 1932 гг.); передвижная выставка (1932 г.); «Художники РСФСР за 15 лет» (1933 г.), «Индустрия социализма» (1939 г.), выставка художников-маринистов (1955 г.), выставки, посвящённой Индии (1958 г.), и др.

Были организованы 2 персональные выставки: первая прижизненная выставка «Фархадстрой» прошла в г. Самарканде в 1944 году; вторая - посмертная - в 1974 г. состоялась в г. Беговате.

Умер 1 октября 1966 года. Похоронен в Москве.Лейзеров И.М. На Оке. Старая каменоломня. Х. м

В нескольких главах книги «Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная война» П.И. Шолохов вспоминает о И.М. Лейзерове.

Глава «Энтузиасты»

Гражданская война в разгаре: под напором белых банд эвакуируется советская власть. Город Борисоглебск занимают казаки, былое воинство генерала Гусельщикова. Художественная студия народного дома закрыта. Учителя и учащиеся разбредаются в разные стороны. В городе розыски, доносы, расстрелы, беспощадная расправа с коммунистами и евреями. Пьяной оравой бродят победители по центральным улицам, ищут лёгкой добычи, развлечений, сея страх и опустевшем городе.Лейзеров И.М. Наземный вестибюль станции метро Сокол. 1940 ой год

Над еврейской семьёй нашего товарища-студийца Исаака Лейзерова нависла угроза. Отец Исаака, напуганный зверствами казаков, предоставил нам комнату под студию, для работы. Нас четверо: кроме меня и Исаака, две девушки-студийки - дочь военного врача Наташа Сонина, лет семнадцати, миленькая брюнетка с карими глазами и большими косами, и Маруся Илларионова, из рабочей семьи, немного старше своей подруги, натура мужественная и независимая. Молодые энтузиасты, мы ищем выход своей энергии и на всё происходящее вне искусства смотрим как на что-то временное, случайное. Прерванные занятия в студии по изучению анатомии человеческого тела мы решаемся возобновить, позируя поочередно друг другу.Лейзеров И.М. Этюд с лошадкой. К

И вот наши девушки, преодолевая страх, каждое утро бегут через весь город в нашу студию - мы с Исааком почти что соседи. Первой по жребию позирует Маруся. Она с завистью смотрит с высокого пьеде­стала на товарищей и шепчет: «Счастливые, черти!», пряча за улыбкой смущение первых минут. Но как только заскрипели угольки по бума­ге, неловкость исчезла сама собой. Рисовать и рисовать, деятельно го­товить себя к будущему... Мы мечтали о серьёзной школе, собираясь ехать учиться в Москву. Нельзя было терять дорогого времени.

Но вот однажды во время очередного сеанса, когда Исаак, позируя, отбывал «добровольную каторгу», во дворе отчаянно залаяла собака, раздались свирепые удары каблуков в ворота и скоро в нашу комнату ворвались разгулявшиеся вояки. Чубатые, в папахах, увешанные оружием, с нагайками в руках. Казаки по доносу искали здесь евреев, встретив русских, опешили…0Лейзеров И.М

Они увидели наши рисунки и развеселились. По мольбертам поощрительно забегали их нагайки, раздался дружный хохот:

- Куды же поховались все жиды? - говорили они, освобождая комнату.

Родители Исаака были рады нашей компании, спасавшей их от неприятностей.

Скоро в городе установилось безвластие, орды белой армии покинули город, а красных всё ещё не было. Пользуясь затишьем и хорошей летней погодой, мы перенесли свои занятия на природу…Маслеников Н. Изоработа в избе читальне. 1925 год. Оформление Лейзерова И

В нашей среде царила особая атмосфера - авторитет, уважение и даже нежность к товарищу покоились на видимом прилежании и успехах в любимом нами деле. Между собой мы не ощущали ни разницы пола, ни возраста, все были равны перед лицом огромных задач, поставленных нам искусством. Что могло быть важнее нашей цели, что могло быть чище такой среды, целиком отданной искусству?

В дальнейшей жизни пути наши разошлись, но страничка общей юности, её чистота и целомудренность, сохранилась и в последующие годы.

В сознании осталась благодарность судьбе.

Окончив художественную студию в городе Борисоглебске, я и мои друзья Маруся Илларионова и Исаак Лейзеров мечтали о продолжении образования в Москве, но им удалось выбраться в столицу ранее меня. У нас возникла оживлённая переписка. Узнав, что друзья устроились в мастерскую А.Е. Архипова, я считал их счастливцами, но они скоро перешли в мастерскую художника Фалька, мне неизвестного, затем к Илье Машкову (нашему земляку), которого очень хвалили. Всё это было мне непонятно, я по-прежнему стремился только к А.Е. Архипову…

Р.Фальк среди студентов общества художников общественников. 1927 1928 гг. 2 ряд слева Р.Фальк И. Лейзеров