ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ИСТОРИЯ ПОЛЕТОВ БОРИСА РОССИНСКОГО.
(К 110-ЛЕТИЮ ПОЛЕТОВ НА АЭРОПЛАНЕ СИСТЕМЫ «БЛЕРИО»
АВИАТОРА Б.И. РОССИНСКОГО НА ИППОДРОМЕ
БОРИСОГЛЕБСКОГО БЕГОВОГО ОБЩЕСТВА).

    Двадцатый век начинался невиданным доселе прорывом в освоении воздушного пространства. Братья Уилбер и Орвилл Райты — американские авиаконструкторы и летчики, построившие ряд планеров, на которых выполнили до тысячи полетов, 17 декабря 1903 г. первыми в мире совершили полет продолжительностью 59 секунд на созданном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания, работающем на керосине. В 1908 г. они осуществили первый полет на самолете с пассажирами на борту, а в следующем году организовали в США компанию по производству самолетов.008Борис_Россинский.jpg
   Первый в России демонстрационный полет на самолете состоялся в Москве на ипподроме в 1909-м. Французский летчик Жорж Леганье смог поднять свой аэроплан на 5 м и продержался в воздухе 10 секунд.
  На фоне авиационных достижений этих лет строительство бамбукового планера собственной конструкции и трехминутный перелет через Клязьму 29 ноября 1908 24-летнего студента Императорского технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) Бориса Россинского в мире остались незамеченными.
   Для бурно развивающейся авиации это был уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. Но на талантливого студента обратил внимание ученый в области механики, создатель Аэродинамического института (1904) и осно-воположник аэрогидродинамики Н.Е. Жуковский. Узнав о достижении своего ученика, он предложил, чтобы этот полет на неуправляемом планере зафик-сировала комиссия воздухоплавательного кружка при техническом училище. И вот 29 ноября 1909 г. Россинский на глазах у членов этой комиссии снова поднялся в воздух на своем планере и на высоте 13-15 м перелетел на другой, пологий берег Клязьмы.здание Борисоглебского общества производителей рысистого коневодства
  По настоянию Н.Е. Жуковского для приобретения практического опыта Бориса Илиодоровича Россинского направили в авиационную школу под Парижем, где учились первые русские летчики. Там он встретился с авиаконструктором и летчиком Луи Блерио, который устроил юношу прак-тикантом на моторный завод. Вскоре французы поручили Б.И. Россинскому испытывать, налаживать и устанавливать моторы на их самолеты. О русском авиаторе писали в парижских газетах, а через год Б.И. Россинский возвратился в Россию с подарком от Луи Блерио — легким самолетом «Блерио-XI».
   С разрешения Московской городской Думы летчик построил на Ходынском поле ангар и стал регулярно за деньги выполнять показательные полеты над Ходынкой и на ипподроме. В афишах тех лет так и писали: «Сегодня бега и полеты». С конца лета 1910 года стал выступать с показательными полётами не только в Москве, но и в других городах: Борисоглебске, Твери, Липецке, Туле и т.д. Во время одного из таких полётов, 8 сентября 1910 года, над ипподромом в Туле, порыв ветра перевернул самолёт, и упавшему Россинскому пришлось долго лечить повреждённый позвоночник.
  В апреле 1912 года Б.И. Россинский вместе с механиком Рыбинским прибыл в Борисоглебск на платные показательные выступления. 28 апреля над ипподромным полем Борисоглебского бегового общества (район улицы Матросовской) под звуки военного оркестра взлетел в небо самолет системы «Блерио», пилотируемый Борисом Илиодоровичем Россинским. Самолет поднялся над изумленными зрителями на высоту 200 метров и, сделав два круга, успешно приземлился.0978Россинский Б
   В следующем месяце полеты проходили в Липецке. В личных архивах липецких краеведов сохранилась афиша: «На ипподроме бегового общества в воскресенье 20 мая 1912 состоятся бега и полеты известного авиатора Б.И. Российского на гоночном аэроплане «Блерио» с мотором «Гном» - 50 сил. Начало бегов в 4 часа дня. Начало полетов после бегов. Входная плата на бега и билеты общая. Цены: крытые трибуны - 2 руб., сидеть около трибун - 1 руб., сидеть - 50 коп., входные - 30 коп. Поезда, приходящие в Липецк и обратно, согласованы так, что иногородние лица могут быть на бегах и полетах и в тот же день возвратиться обратно».
   Показательные полёты Россинского на Борисоглебском ипподроме в апреле 1912 года стали толчком к созданию в декабре 1922 года Борисоглебской авиашколы.
  В том же 1912 году Б.И. Россинский поступил летчиком-испытателем, на авиационный завод акционерного общества «Дукс». Одновременно он служил летчиком-инструктором в Московской школе авиации. Борис Илиодорович «ставил на крыло» выпускавшиеся по лицензии самолеты зарубежных конструкций «Фарман», «Ньюпор» и др. По его словам, он первый в 1912 г. пролетел над Москвой с Ходынского поля в Анненгофскую рощу в Лефортове.Мой летающий брат. Портрет Б.И. Россинского
  В 1917-м производство самолетов прекратилось, но Революционный комитет по авиации, избравший своим председателем Б.И. Россинского, направил в Петроград к В. И. Ленину делегацию. «Ходокам», несмотря на трудное время, удалось уговорить Ленина, завод получил деньги, выпуск самолетов продол¬жился.
  Во время первого парада Красной армии на Московском аэродроме 1 мая 1918 г. Россинский выполнил 18 «мертвых петель». Когда самолет приземлился, его пригласили на вышку павильона. Свидетелей этому нет, но сам Борис Илиодорович впоследствии рассказывал, что его встретил аплодисментами В. И. Ленин и сказал: «Браво, браво, дедушка русской авиации!»
  Через пять лет после этой встречи с Лениным в честь 15-летия авиационной деятельности Россинский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено почетное звание «Заслуженный пилот-авиатор СССР» и назначена персональная пенсия. Правительство подарило Борису Илиодоровичу моноплан «Маран», на крыльях которого было крупно написано: «Дедушке Россинскому». На этом самолете знаменитый авиатор посещал самые отдаленные уголки страны. Его лекции были подчинены агитационному заданию — содействовать строительству воздушного флота СССР. По инициативе Л.Д. Троцкого в 1923 г. было учреждено Российское общество добровольного воздушного флота или акционерное общество «Добролет» — прародитель «Аэрофлота», создано Общество друзей воздушного флота, перед которым была поставлена задача «авиацинизации» всей страны, и уже к 1925 г. в области самолетостроения СССР 

Афиша полетов реконструкция

избавился от иностранной зависимости.
   В 1933-м И.В. Сталин мог сказать: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь!»
Когда началась Великая Отечественная война, Б.И. Россинскому уже исполнилось 57 лет. Его прикомандировали к авиационному отряду особого назначения, но на фронте Борис Илиодорович не был. К 60-летнему юбилею его наградили орденом Ленина.
   Умер Б.И. Россинский в 1977 г., был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

опПлан города начала ХХ века

13