Виртуальная выставка, посвященная 100-летию формирования 2-й военной школы летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске.

6GuicsFay14
В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование "2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота". Сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ". 5 января 1923 года В.М. Ремезюк, Ф.И. Шатов и К.Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов. Многие выпускники 2-й военной школы летчиков 1923-1925 годов стали впоследствии выдающимися авиаторами, генералами, Героями Советского Союза.

Очерк истории Борисоглебской школы летчиков

Из книги В.В. Горшковой «Борисоглебские соколы» (из истории 2-ой военной школы летчиков). Борисоглебск. 2010.

Из воспоминаний о периоде пребывания в училище (2 ВШЛ) 1923-1925 г.г. Кузовкова С.А., бывшего моториста 2-й Военной школы летчиков, полковника-инженера в отставке: «Я родился 9 сентября 1904 г. в Борисоглебске, Воронежской области в семье железнодорожника. В конце гражданской войны над Борисоглебском, как-то летом, вдруг появился аэроплан, покружил над городом и сел за манежами, в районе элеватора. Восторга у жителей было так много, что трудно описать. Толпы народа пришли посмотреть эту диковинку. Вскоре он улетел. А весной 1923 г. также неожиданно появился слух, что в городе будет авиашкола. Этот слух вскоре стал действительностью».

wEsMZRkAi3w
В декабре 1922 г. начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование «2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота» (сокращенно ее стали называть «2-я ВШЛ КВФ»).

aJ7 JG6LTKw
Первым начальником школы был назначен опытный летчик В.М. Ремезюк, окончивший летную школу еще в 1916 году в Севастополе. Во время Октябрьской революции он встал на сторону большевиков и участвовал в подавлении мятежа татарского курултая в Крыму. В начале 1918 г. В.М. Ремезюк был начальником авиации Крыма, затем командовал отрядом воздушных кораблей «Илья Муромец». Военным комиссаром 2-й ВШЛ был Ф.И. Шатов, кадровый политработник, работавший ранее в учебном отделе Главвоздухофлота. В школу он приехал, получив на это соответствующее разрешение, чтобы научиться летать без отрыва от основной работы, поэтому в школе пробыл недолго. Через полгода Ф.И. Шатов уже заканчивал программу летного обучения и в конце 1923 г. был отозван в Москву в распоряжение военного комиссара вузов Красного Воздушного Флота.


Первым помощником начальника школы по учебно-летной части был К.Ф. Капустян, бывший офицер старой армии, окончивший Севастопольскую летную школу еще в 1912 г. Там же он работал инструктором и начальником учебно-летной части. В 1922 г. участвовал в формировании авиационной школы стрельбы и бомбометания в Серпухове и некоторое время был ее начальником.


5 января 1923 г. В.М. Ремезюк, Ф.И. Шатов и К.Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов.


Всё, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. Для постоянного базирования школы необходимо было найти место, удобное для размещения авиаторов и для учебных полетов. Начальник школы и его помощник побывали в Борисоглебске и, возвратившись в Москву, доложили начальнику вузов Красного Воздушного Флота, что условия там благоприятные: место равнинное; вся школа может разместиться на восточной окраине города, рядом с площадкой, пригодной для аэродрома, к которой подходит железная дорога; уже имеется военный городок для размещения личного состава и служб. Борисоглебск был признан удобным во всех отношениях.
29 марта 1923 г. начальник военно-учебных заведений Красного Воздушного Флота СССР отдал приказ о переводе формируемой школы летчиков к постоянному месту базирования. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск.
ILDk5js7NEc

Из воспоминаний комсомольца 20-х годов Вульфа Н.Н. «В мае 1923 г. по окончании Петроградских курсов красных мотористов вместе с группой выпускников в количестве 40 человек я приехал в Борисоглебск. Школы как таковой еще не было. А были казармы гусарского полка с выбитыми окнами, дырявым полом и сплошными нарами вместо кроватей. Были конюшни, из которых нам предстояло сделать ангары для самолетов. Что из себя представлял личный состав? Старые, опытные инструкторы-летчики, прошедшие фронты гражданской войны, были и некоторые офицеры царской армии. Курсанты, или как их тогда называли учлеты, тоже уже бывалый народ из армии, многие участники гражданской войны. Были и члены иностранных коммунистических партий, попавших к нам через Коминтерн. Красноармейцы караульной и хозяйственной бригад – взрослый народ. Комсомольцев среди них не было. Зато наше молодое пополнение – мотористы по 18-19 лет, больше половины – комсомольцы. В школе организовалась комсомольская ячейка, первым вожаком которой был учлет Ваня Белозеров. В состав бюро вошли Костанаев (впоследствии – полярный летчик, погибший вместе с Леваневским при перелете через Северный полюс), механик Пономарев и др.».


В то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, в том числе и В.П.Чкалов, прибыл командный и летный состав.


Большую помощь в формировании авиашколы оказали местные власти. Председатель уездного исполкома Н.С. Пешков, секретарь уездного комитета партии В.М. Верховых и секретарь уездного комитета комсомола Иван Корольков провели разъяснительную работу среди населения. Борисоглебцы быстро нашли общий язык с авиаторами и стали им помогать. К концу 1923 г. школа летчиков установила тесные шефские связи со многими организациями города.

OZ6fgBHfjNM
Из воспоминаний о периоде пребывания в училище (2 ВШЛ) 1923-1925 г.г. Кузовкова С.А., бывшего моториста 2-й Военной школы летчиков, полковника-инженера в отставке: «В апреле 1923 г. в авиашколе все уже организовалось. Прибывали самолеты: 2-хместный «Conbur» с мотором Рон 80 л.с.; 2-хместный «Ньюпор»-10 с мотором Рон 80 л.с.; «Ньюпор»-17 с мотором Рон 80 л.с.; 2-хместный «Анрио» с мотором Рон 80 л.с.; 2-хместный «Авро» с мотором Рон 120 л.с. Несколько позже прибыл 2-хместный «ДН»-9 (Дехавеланд) с мотором Либерти 40 0 л.с. и некоторые другие.


В авиашколе были сформированы 3 летных отделения. Каждому отделению было выделено по 1 манежу для размещения самолетов.
В 1 летном отделении производилось первоначальное обучение курсантов. Во 2 отделении производилось дальнейшее обучение курсантов из числа окончивших первоначальное обучение в 1 отделении. Здесь же производился окончательный выпуск в самостоятельный полет. В 3 отделении, которое в свою очередь, комплектовалось из числа выпущенных курсантов 2 отделения, производилось обучение высшему пилотажу.


Основными самолетами, на которых производилось обучение курсантов в 1 и 2 летных отделениях были английский 2-хместный «Анрио» и французский 2-хместный «Авро». В 3 летном отделении полеты производились на одноместном самолете «Ньюпор»-17 и «Ньюпор»-21.
В каждом летном отделении курсанты разбивались на группы по 5-6 человек, во главе которых стоял инструктор по технике пилотирования.

euPvTVH8eBo
Их технического персонала на каждом самолете находился старший моторист («хозяин» самолета) и младший моторист. Общее руководство по эксплуатации и ремонту самолетов и моторов осуществлял старший механик летного отделения.


Полеты производились дважды в день: утром, с началом зари, и вечером, до зари. Нагрузка как на курсантов, так и на обслуживающий персонал была очень большой.


Самолетного и моторного цеха в первое время в авиашколе не было, а около каждого отделения размещался самолетный ящик для ремонта. У ангара 2-го отделения таких ящиков было 2, и там размещалась мастерская по ремонту моторов Рон 80 л.с.
Манежам, в которых размещались самолеты, была произведена реконструкция силами технического состава отделений: были разобраны кирпичные торцевые стенки с устройством раздвижных ворот с целью более свободного прохода самолетов.

XdqPWY9Yv3I
Из местных (борисоглебских) комсомольцев, которые связали свою судьбу с авиацией, были: Кашин, Невярович К.М., Бабинский Б.Н., Кузовков С.А., Матвеев А., Шитц А., Васильев, из беспартийных – Ершов И.И., Ненашев Н., Шачин И.


Авиашкола имела подшефную деревню Чигорак, где проводилась работа по организации избы-читальни и в которой по вечерам собиралось много народа, в основном, местные крестьяне. Авиашкола снабжала избу-читальню литературой, газетами, журналами, комсомольцы Бабинский Б.Н. и Кузовков С.А. проводили беседы на различные темы».


26 октября 1923 г. состоялся первый выпуск курсантов. День первого выпуска курсантов отмечался как праздник. Были организованы показательные полеты трех курсантов-выпускников, затем в ангаре 3-го отряда состоялся товарищеский чай для курсантов, комсостава и гостей. Начальник школы и военком распорядились в день выпуска улучшить питание и выдать всему личному составу по фунту белого хлеба. Вечером в городском кинотеатре состоялось торжественное собрание совместно с представителями города, после чего был дан большой концерт силами участников самодеятельности. Виновниками торжества были первые выпускники - Константин Дадонов, Сергей Демехин, Василий Кузнецов, Георгий Макарский, Леонид Максимов, Алексей Маркович, Николай Новиков, Петр Пумпур, Федор Уваров, Валерий Чкалов.


Борисоглебская школа продолжала напряженную работу по обучению курсантов, численность которых все время увеличивалась. На 1 ноября 1923 г. в школе уже было 129 курсантов. 7 декабря состоялся второй выпуск - 9 курсантов. К концу 1924 г. летная школа была почти полностью укомплектована. В 1924 г. 2-я ВШЛ значительно расширила свою базу. По просьбе командования школы уездный исполком Советов и горкомхоз передали школе строения бывшего винного склада в районе элеватора, на юго-западной границе аэродрома. Там разместились склад горючего и смазочных материалов, гараж и другие службы. Вначале полеты проходили на одном аэродроме, но весной и летом 1924 г. была проделана большая работа по подготовке другого аэродрома, в нескольких километрах от города. Там тоже начались полеты, а строители приступили к постройке нового ангара. В 1924 г. школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красных военных летчиков (краснвоенлетов) и 17 - в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.


Многие выпускники 2-й военной школы летчиков 1923-1925 годов стали впоследствии выдающимися авиаторами, генералами, Героями Советского Союза. В их числе С. К. Горюнов, П. И. Пумпур, Е. С. Птухин, А. Б. Юмашев, Э. Г. Шахт. Крупными авиационными специалистами стали Ф. Арженухин, А. Борман, М. Вахрушев, П. Гроховский, Н. Момот, П. Федрови, а также летчики-испытатели Н. Кастанаев, В. Степанченок, А. Торговкин, Ф. Уваров и другие. Шандор Шимич стал государственным деятелем Венгрии после ее освобождения от фашистской оккупации.

c6fTIGsSudk