Его призванье – небо
Виртуальная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения летчика, дважды Героя Советского Союза Алексея Николаевича Прохорова.
Прохоров Алексей Николаевич (19.01.1923 – 27.05.2002) – участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза.
Родился в с. Рождественское Новохоперского уезда. Окончил Борисоглебский аэроклуб при летной школе и Балашовскую школу летчиков. В действующей армии с 1943 г. К ноябрю 1944 г. гвардии капитан Прохоров совершил 180 боевых вылетов, за что 19 апреля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
29 июня 1945 года за 236 боевых вылетов, совершенных к маю 1945 года, и новые боевые заслуги Прохоров награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Участник парада Победы 24.06.1945 в Москве. Генерал-майор авиации(1976). Бронзовый бюст установлен в городе Борисоглебске (1953). Одна из улиц города названа в честь Героя. Умер 27 мая 2002 года. Похоронен в Москве. В Борисоглебском историко-художественном музее, где Алексей Николаевич был частым гостем, хранятся его личные вещи: китель, летная книжка, планшет, фуражка, кобура, копия удостоверения «Звание Героя Советского Союза» от 1945 г. № 9968, летный шлем, карта, орденские колодки, фотографии.
Из книги А. Гринько и Г. Улаева «Богатыри земли Воронежской». Центрально-Черноземное книжное издательство. Воронеж. 1965.
…«19 марта он получил боевое крещение под Ленинградом. Обычно оно остается незабываемым. В тот день он вылетел в составе двух групп на штурмовку эшелонов и скоплений пехоты противника на перегоне Гатчина - Тосно.
Группой, в которую входил Прохоров, командовал опытный командир эскадрильи П.М. Голодняк, впоследствии Герой Советского Союза. В районе цели фашисты открыли по самолетам ураганный огонь. Кругом рвались снаряды, навстречу густо летели огненные трассы.
- Я толком не понимал, что происходило,- вспоминает Алексей Николаевич,- старался держаться ведущего, повторял его маневры и вслед за ним делал резкие развороты…
- На аэродроме командир и товарищи поздравили меня с первым боевым вылетом.
Потом он старательно перенимал боевое мастерство у лучших летчиков. А вскоре, назначенный ведущим, стал получать для своего звена сложные задания на разведку, свободную охоту, на подавление дальнобойной артиллерии, обстреливавшей город-герой. Случалось, что летчики полка не могли отыскать хорошо замаскированные тяжелые батареи противника, и они продолжали бить по Ленинграду. Посылали Прохорова со звеном. Он всегда находил цель и поражал ее.
Нередко погода под Ленинградом была нелетной, а наземные войска требовали поддержки. Тогда на задание вылетал Прохоров и его старший друг капитан Алексеенко, ставший позднее дважды Героем Советского Союза. Немцы давно запомнили их бортовые номера и организовали за ними специальную охоту.
В полете видимость улучшалась. Создавалась явная опасность. Правда, летчики быстро обнаружили танки и легли на обратный курс. Только тогда зенитчики открыли по разведчикам огонь.
И вот тут, четыре «мессера» атаковали сзади. Наши летчики, маневрируя, увертывались от атак, стремясь скорее перейти линию фронта или уйти в спасительные облака. Но мотор у Прохорова работал с перебоями и еле тянул, плохо слушались рули, в крыльях зияли пробоины, прекратилась связь с воздушным стрелком, умолк его пулемет. Положение было отчаянным. И все-таки Прохоров не терял самообладания. Когда вражеский истребитель подошел вплотную к штурмовику, чтобы добить его, вдруг заработал пулемет воздушного стрелка. Самолет врага вспыхнул и рухнул на землю, а три других фашиста отвалили в сторону.
Дальнейший полет был невозможен. И Алексей Николаевич посадил самолет на фюзеляж в пятистах метрах от передовой на огороде, рядом с минным полем.
- Посадка была довольно условной,- вспоминает он. Едва самолет коснулся земли, как отвалился хвост вместе с кабиной воздушного стрелка. Отвалилось одно из колес и покатилось впереди машины. Володю Криванова помогли вытащить из-под обломков наши солдаты с передовой».