Виртуальная выставка к 125-летию со дня рождения художника Петра Ивановича Шолохова.

Продолжение.
Ujy6aG13bnE
Пётр Иванович прожил долгую жизнь, и через все испытания судьбы пронёс любовь к небольшому провинциальному городку Борисоглебску, где он родился, где прошли его детство и юность, где жило несколько поколений его большой и дружной семьи, куда он любил возвращаться.


В одном из писем к заместителю председателя горисполкома В.Ф. Синюкову П.И. Шолохов обратил внимание на то, что многие известные художники имеют борисоглебские корни и что их творчество нужно объединить, создав картинную галерею. А чтобы мечта стала реальностью, сам в 1982 году преподнёс родному городу щедрый дар – 70 своих работ, которые стали основой отдела изобразительного искусства Борисоглебского историко-художественного музея.

cF2uzK1A1UA
Но в 2018 году, при подготовке юбилейной выставки художника, обнаружилось, что одна из картин была прикрыта полноценным этюдом на тему индустриального строительства. В том, что такая тема заинтересовала художника, нет ничего удивительного, просто, картин с подобной тематикой не было представлено в коллекции Борисоглебского историко-художественного музея.


Петра Ивановича часто упрекали в некоторой сумрачности колорита, который, кстати, был присущ ему с юности. Искусствовед А. Понсова считала это не недостатком, «а сущностным качеством живописного видения автора», который позволяет делать важные акценты на чём-то очень значимом: почти потушенная свеча как символ надежды, светящееся окно в доме матери, которая тебя любит и ждёт (работы не каждого художника примут в Третьяковскую картинную галерею. 7 работ П.И. Шолохова хранятся в фондах Государственной Третьяковской галерее).

3E j gUK3kw
Наряду с картинами, где преобладает сумрачный колорит, Пётр Иванович писал городские пейзажи, портреты с абсолютно иной цветовой гаммой: радостной, оптимистичной, жизнеутверждающей: «Вид на город с реки», «Портрет девушки»», «Борисоглебск. Мастерская М.В. Ильинского», «Ровки», «Пловчиха», «Домик в Теллермановском лесничестве», «Загорск», «Аллея в Сенеже», «Интерьер в доме творчества им. К. Коровина», «Деревня Холмово» и др.


П.И. Шолохов всегда был очень наблюдательным, вдумчивым художником, который понимал, что нужно использовать все возможные способы (как изобразительные, так и словесные), чтобы сохранять память о событиях, людях, предметах, когда-либо бывших в жизни художника.

3NImGk9QEJE
В г. Борисоглебске конца XIX - начала ХХ Н.А. признанным авторитетом в делах творчества был художник, живописец, педагог Николай Александрович Евсеев. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества он долгие годы работал учителем рисования и черчения Александровской мужской классической гимназии, позже - преподавателем художественной студии, ставшей отправной точкой в искусстве для многих, в будущем, известных художников И. Машкова, П. Шолохова, И. Лейзерова, М. Илларионовой, Н. Сониной (в замужестве Ефимовой), А. Романова и др.

EVBa7PHferM
К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии, как и ни одной картины Н.А. Евсеева, но в своих воспоминаниях П.И. Шолохов дает очень подробный словесный портрет Н.А. Евсеева и рассказ о его жизни и творчестве, который для историков-краеведов имеет огромное значение: «Я был ещё подростком, когда на вечере Борисоглебской мужской гимназии впервые увидел знаменитые в городе картины, писанные масляными красками. В тяжёлых золотых рамах и большого мера, они украшали стены гимназического зала, приводя всех в восторг иллюзорной фактурой передних планов. Зимние пейзажи с избушками и традиционным закатом в духе художника Клевера yвлекли, конечно, и меня, ученика четвёртого класса высшего начального училища. Творцом этих шедевров являлся местный учитель рисования Николай Александрович Евсеев. Весь тот памятный вечер с любительским спектаклем, музыкой, танцами и оживлённой толпой гимназисток прошёл мимо. Я не покидал картин, поразивших моё воображение. На этом же вечере мне удалось увидеть и самого художника. Лет пятидесяти пяти, высокого роста, одетый в форменный китель, Евсеев держался горделиво, было видно, что в этих стенах его уважали. Глубокие впадины глаз, пышные усы придавали ему сходство с философом Ницше, популярным в те годы среди интеллигенции. Звучный низкий голос и солидная палка в руках довершали образ. Товарищ таких художников, как Левитан, Apxипов, Нестеров (по Московской школе живописи), Евсеев слыл среди них помещиком, на самом же деле, он был из обедневших дворянского рода Борисоглебска и имел лишь собственный дом на одной из центральных его улиц» [с. 330].

A0jp1x2rGrU
«Окончив школу живописи в Москве, Евсеев возвратился в родной город. Поступил в гимназию учителем рисования и здесь бессменно и безраздельно властвовал над умами и воображением всех любителей искусства…

jaG2e4hN9wY
Но вот революция низводит Евсеева с удобного пьедестала, слава его меркнет, он забыт. В городе появляются молодые художники, открывается художественная студия, тут и вспомнили о старике. Он приглашается руководителем младшей группы» [с. 331].


«… Ещё когда я занимался в студии, мне пришлось преподавать рисование в школе, где мы встречались с Евсеевым на равных. Однажды, как представителей графической грамоты, нас вместе с ним вызвали в ОГПУ разобраться в поддельных подписях. Ничего не смысливший в этом деле, я с большим интересом прослушал дружескую лекцию Евсеева о графических начертаниях. А в самую разруху и голод, когда в семье вместо любимого рисования приходилось заниматься дровами и огородом, Евсеев, скучая по обществу, приходил к нам, усаживался во дворе со своей палкой и терпеливо ждал освобождения от трудовой повинности. Старик был словоохотлив, рассказывая, сразу овладевал вниманием слушателя, наседая на него всей тяжестью, как бы забирая в руки, при этом, жестикулируя, волнуясь, бурно переживал давно минувшее. Меня, естественно, интересовали главным художники. Евсеев рассказывал: - Известно ли Вам, молодой человек, что краса и гордость русского искусства - художник Рябушкин родился у нас в пригороде, в Станичной слободе? Да, да! Он наш земляк!» [с. 331].

AgqtKhBjmnc
«Николай Александрович Евсеев прожил долгую жизнь, до конца дней не покидая палитры. Уже всё его поколение - как друзья, так враги - переселилось на городское кладбище, а Евсеев, чужой и непонятый для окружающих, свои последние годы проводил в упорном труде, изображая могилы, склепы, надгробия известных ему лиц. По смерти Евсеева наследники в голодные годы разбазарили его картины, обменивая их на картошку и другие продукты у колхозников» [с. 333].
yDF6PGA3cNw
Источники:
1. Шолохов П.И. Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная. – М.: ЮниВестМедиа, 2009.
8VmkmdJ9oz4
Продолжение следует…