Продолжение.

Пётру Ивановичу Шолохову был присущ и педагогический талант.


По окончании Борисоглебской художественной студии с 1920 по 1921 годы работал учителем рисования в с. Верхний Карачан Борисоглебского района.


В послевоенные годы преподавал в студии издательства «Правда», воспитав немало самобытных художников. В числе его учеников - Б.А. Шолохов (племянник), Ю.И. Рогозин, В.М. Юрчик.


Вот советы, которые давал Пётр Иванович Шолохов подросткам, которые также, как и он когда-то, мечтали стать художниками.

y Smog48T1YNgm3rY1oPis

9Q9XsQDaX9MDM2vVs6YSf8
P.S. А подросток, которому адресованы мудрые советы Мастера – будущий художник, продолжатель династии, долгие годы возглавлявший Борисоглебский дом ремесел Александр Сергеевич Бирюков.

HJ95nMAgIzE hnY4 61YEU
В главе «Энтузиасты» П.И. Шолохов вспоминает об Исааке Михайловиче Лейзерове, советском живописце, графике, искусствоведе, педагоге, профессоре, уроженце г. Борисоглебска, чьё имя было незаслуженно забыто.


«Гражданская война в разгаре: под напором белых банд эвакуируется Советская власть. Город Борисоглебск занимают казаки, былое воинство генерала Гусельщикова. Художественная студия народного дома закрыта. Учителя и учащиеся разбредаются в разные стороны. В городе розыски, доносы, расстрелы, беспощадная расправа с коммунистами и евреями. Пьяной оравой бродят победители по центральным улицам, ищут лёгкой добычи, развлечений, сея страх и опустевшем городе.


Над еврейской семьёй нашего товарища-студийца Исаака Лейзерова нависла угроза. Отец Исаака, напуганный зверствами казаков, предоставил нам комнату под студию, для работы. Нас четверо: кроме меня и Исаака, две девушки-студийки - дочь военного врача Наташа Сонина, лет семнадцати, миленькая брюнетка с карими глазами и большими косами, и Маруся Илларионова, из рабочей семьи, немного старше своей подруги, натура мужественная и независимая. Молодые энтузиасты, мы ищем выход своей энергии и на всё происходящее вне искусства смотрим как на что-то временное, случайное. Прерванные занятия в студии по изучению анатомии человеческого тела мы решаемся возобновить, позируя поочередно друг другу.


И вот наши девушки, преодолевая страх, каждое утро бегут через весь город в нашу студию - мы с Исааком почти что соседи. Первой по жребию позирует Маруся. Она с завистью смотрит с высокого пьедестала на товарищей и шепчет: «Счастливые, черти!», пряча за улыбкой смущение первых минут. Но как только заскрипели угольки по бума¬ге, неловкость исчезла сама собой. Рисовать и рисовать, деятельно го¬товить себя к будущему... Мы мечтали о серьёзной школе, собираясь ехать учиться в Москву. Нельзя было терять дорогого времени.


Но вот однажды во время очередного сеанса, когда Исаак, позируя, отбывал «добровольную каторгу», во дворе отчаянно залаяла собака, раздались свирепые удары каблуков в ворота и скоро в нашу комнату ворвались разгулявшиеся вояки. Чубатые, в папахах, увешанные оружием, с нагайками в руках. Казаки по доносу искали здесь евреев, встретив русских, опешили…


Они увидели наши рисунки и развеселились. По мольбертам поощрительно забегали их нагайки, раздался дружный хохот:


- Куды же поховались все жиды? - говорили они, освобождая комнату.


Родители Исаака были рады нашей компании, спасавшей их от неприятностей.


Скоро в городе установилось безвластие, орды белой армии покинули город, а красных всё ещё не было. Пользуясь затишьем и хорошей летней погодой, мы перенесли свои занятия на природу…» [с.344-345].


«В нашей среде царила особая атмосфера - авторитет, уважение и даже нежность к товарищу покоились на видимом прилежании и успехах в любимом нами деле. Между собой мы не ощущали ни разницы пола, ни возраста, все были равны перед лицом огромных задач, поставленных нам искусством. Что могло быть важнее нашей цели, что могло быть чище такой среды, целиком отданной искусству?


В дальнейшей жизни пути наши разошлись, но страничка общей юности, её чистота и целомудренность, сохранилась и в последующие годы.


В сознании осталась благодарность судьбе» [с. 346].

6IwkQ0 7qtQHg6gwit UsQlPb2whj3Sw4
Источники:


1. Шолохов П.И. Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная. – М.: ЮниВестМедиа, 2009.

Продолжение следует…