ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ им. И.С. НИКИТИНА

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в  Нижнем Новгороде. После смерти отца, с 4 лет Алексей жил и воспитывался в семье деда Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской.

 

В 11 лет Алексей, по настоянию деда, пошел учиться ремеслу. За 5 лет он поменял несколько мест обучения: в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на камбузе парохода. Воспоминания о трудном детстве и юности легли в основу автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Фото 1

В юности Алексей Пешков исходил пешком половину России. Его знаменитые странствия длились с лета 1888 года по октябрь 1892. Будущий писатель побывал в Южной Бессарабии, в Крыму и на Кавказе, посетил многие города Южной России. Алексей работал на рыбных и соляных промыслах, батрачил в деревнях, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

Фото 2 

Во время своих странствий, летом 1891 года, Алексей Максимович побывал и в Воронеже. Он пришел в город из Задонска, в котором посетил монастырь святого Тихона Задонского и разговаривал с одним из подвижников, монахом-затворником, жившим в каменном склепе. Эта встреча стала сюжетом рассказа «У схимника», опубликованного в 1896 году в «Самарской газете».

 

О пребывании Максима Горького в Воронеже стало известно со слов писательницы Валентины Дмитриевой, которой Горький рассказал о том, как «во времена своей бродячей жизни забрел однажды в Воронеж и целое лето прожил в Митрофановском монастыре помощником монаха-садовника». Разговор о днях, проведенных в Воронеже, писатель закончил словами: «Эх, хорошее было времечко, с удовольствием вспоминаю».

Фото 3

Митрофановский монастырь был одной из главных достопримечательностей Воронежской губернии. Он стоял на крутом высоком берегу реки Воронеж. Тогда по Российской империи широко разнеслась молва о чудодейственных свойствах мощей святителя Митрофана Воронежского, находившихся в монастыре, и в Воронеж стекались верующие со всех концов страны. Горький, будучи помощником монастырского садовника, имел возможность общения с богомольцами, от которых узнавал много интересного о жизни, обычаях и достопримечательностях самых отдаленных уголков России.

 

Впечатления, накопленные во время пребывания в Воронеже, нашли отражение в рассказах писателя «Ма-аленькая» (1895),  «У схимника» (1896), «Сторож» (1923), повести «Исповедь» (1908).

 Фото 4

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» впервые под псевдонимом «Максим Горький» писатель опубликовал рассказ «Макар Чудра», ставший его литературным дебютом.

 

В 1898 году Горький возвратился в Нижний Новгород, и начал работу над составлением двухтомного сборника «Очерки и рассказы», в который поместил свои произведения разных лет, публиковавшиеся в различных периодических изданиях. Успех «Очерков и рассказов» превзошел все ожидания. Критики единодушно оценили появление сборника как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества. Максим Горький в одночасье превратился из дебютанта в литературе в одного из  самых популярных и влиятельных писателей России.

Фото 5

В 1899 – 1906 годах Максим Горький стал ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он дружил с А.П. Чеховым, Ф.И. Шаляпиным, И. Е. Репиным и другими видными представителями творческой интеллигенции. В течение десяти лет М. Горький возглавлял  петербургское издательство «Знание», в котором печатались лучшие русские писатели: И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Л.Н. Андреев, Н.Д. Телешов. Ежегодно издательство выпускало несколько сборников товарищества «Знание», каждый из которых, благодаря присутствию ярких писательских имен, становился литературным событием.

 Фото 6

Творческие и личные отношения связывали Максима Горького со многими писателями, родившимися или жившими в Воронеже. Горький внимательно следил за творчеством воронежской писательницы Елизаветы Митрофановны Милицыной, принимал живое участие в ее литературной судьбе, помогал советами. В течение нескольких лет Е.М. Милицына была активным сотрудником издательства «Знание», в котором вышли два тома ее сочинений. В 32-м «Сборнике товарищества «Знание» был напечатан рассказ писательницы «В ожидании приговора», в котором повествовалось о суде над участниками революции 1905 года. Из-за этого рассказа цензура долго не давала разрешения на печать сборника. Сборник вышел в 1910 году.

 Фото 7

Помогал Алексей Максимович и уроженцу Воронежа Самуилу Яковлевичу Маршаку. Самуил Маршак, будучи гимназистом, познакомился с Горьким летом 1903 года под Петербургом на даче критика В.В. Стасова. Узнав, что Маршак болен и нуждается в теплом климате, Горький предложил ему жить в Ялте, и чуть позднее устроил его в Ялтинскую гимназию. Маршак прожил в Ялте полтора года в доме жены Горького, Е.П. Пешковой.

Фото 8

Иван Алексеевич Бунин называл свои отношения с Горьким «странной дружбой». В главе «Горький» своей книги воспоминаний И.А. Бунин писал: «…чуть ли не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были». И.А. Бунин и А.М. Горький познакомились в Ялте в 1899 году. Через несколько дней после знакомства Бунин прислал Горькому свою книгу «Под открытым небом», и между писателями завязалась переписка, которая длилась почти 18 лет. Своё стихотворение «Листопад», изданное в 1900 году и давшее название первому поэтическому сборнику, Иван Алексеевич посвятил Горькому. В издательстве «Знание» было напечатало первое пятитомное собрание сочинений И.А. Бунина. Здесь же вышла превосходно проиллюстрированная книга «Песнь о Гайавате». Стихотворения Ивана Алексеевича печатались почти в каждом выпуске сборников товарищества «Знание». И.А. Бунин и М. Горький входили в одну литературную группу писателей-реалистов «Среда». Когда Максим Горький жил на Капри, Иван Алексеевич и его жена, Вера Николаевна, несколько лет подряд ездили к нему в гости, провели там целых три зимы. «В это время мы с Горьким встречались каждый день, чуть не все вечера проводили вместе, сошлись очень близко, – писал И.А. Бунин,  – это было время, когда он был наиболее приятен мне». После Октябрьской революции писатели перестали общаться из-за идейных разногласий. Последний раз они виделись в Петрограде в апреле 1917 года.

 Фото 9

Максим Горький неоднозначно отнесся к Октябрьской революции, считая захват власти большевиками проявлением политического авантюризма. В те годы он взял на себя роль защитника интеллигенции, лично заступался перед властью за многих опальных писателей – Н.С. Гумилева, В.А. Ходасевича, Е.И. Замятина, А.М. Ремизова. В 1919 году по инициативе писателя был открыт «Дом искусств» (ДИСК) – коммуна для творческой интеллигенции, где проводились лекции, чтения, доклады и диспуты.

 

В 1921 году, Максим Горький, не смирившийся с тем, что произошедшая в России революция очень мало походила на ту, о которой он мечтал всю жизнь, на долгие годы покинул родину. Виллу писателя в Сорренто, которую он снимал с весны 1924 года, часто посещали советские деятели культуры, выезжавшие в заграничные командировки. Во второй половине 1920-х в СССР развернулась кампания за возвращение Максима Горького на родину. В мае 1928 года по приглашению Советского правительства и лично И.С. Сталина, первый раз за 7 лет после отъезда в эмиграцию, писатель приехал в СССР. Его возвращение на родину было триумфальным. Оказавшись в роли «первого пролетарского писателя», он много ездил по стране, встречался с молодыми авторами.

 Фото 10

Единственная встреча с Максимом Горьким в 1929 году на всю жизнь запомнилась Андрею Платоновичу Платонову. «Я чувствовал себя счастливым, словно моя жизнь возвратилась обратно в детство – в свое лучшее время, в то время, когда образуется на всю жизнь ум и сердце, я чувствовал себя легко, словно без труда исполнилось невыполнимое желание», – писал он спустя десять лет после встречи в очерке, посвященном М. Горькому. А.П. Платонов связывал с М. Горьким большие надежды на то, что знаменитый писатель, поможет защитить от критиков и напечатать его единственный роман «Чевенгур». Алексей Максимович оценил талант и своеобразный язык А.П. Платонова, назвал роман чрезвычайно интересным, однако выразил сомнение в том, что его можно напечатать. «Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего духа», – написал он в ответном письме. При жизни А.П. Платонова «Чевенгур» так и не был опубликован.

 Фото11

В июле 1928 года в Курске Горький встречался и беседовал с писателями Центрально-Черноземной области. Среди присутствовавших был воронежский писатель М.М. Подобедов, который позднее в воспоминаниях писал: «Сколько я пробыл у Алексея Максимовича?… Одно несомненно – выходя из вагона, я уже был другим человеком… Я шел по шпалам ничего не замечая, и всю дорогу, как родительское напутствие, в душе моей ободряюще звучали слова: – Главное – трудиться… трудиться надо и учиться, конечно…». В 1932 году в России широко отмечалось 40-летие литературной деятельности Максима Горького. Журнал Союза советских писателей ЦЧО «Подъём» посвятил писателю объединенные 8-й и 9-й номера издания.

 Фото12

А.М. Горький внес огромный вклад в послереволюционное культурное развитие страны. Писатель основал издательства «Всемирная литература» и «Аcademia», объединившие лучшие литературные и научные силы России. Целью издательств был выпуск русской и мировой классики с высококвалифицированными комментариями крупнейших литературоведов.

 

По инициативе А.М. Горького вновь стала выходить серия биографических книг «Жизнь замечательных людей», основанная в 1890 году книгоиздателем Ф. Ф. Павленковым, были созданы книжные серии «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «История молодого человека XIX столетия», стали издаваться журналы «Литературная учеба», «Наши достижения».

В течение последних 11 лет жизни А.М. Горький  работал над исторической эпопеей «Жизнь Клима Самгина», которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работа над эпопеей шла до последних дней жизни писателя, замысел остался до конца не осуществленным.

 

Максим Горький был центральной фигурой русской литературы первой трети XX столетия, основоположником советской литературы. «Каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием», – вспоминал И.А. Бунин.  Максим Горький сыграл огромную роль в культурно-организаторской деятельности в России в конце 1920-х – начале 1930-х годов. В круг общения Горького входили многие мировые знаменитости, писателя 5 раз номинировали на Нобелевскую премию.